Александр Коряшкин: «Председателем» я стал в пять лет
25 марта нынешнего года Александру Александровичу Коряшкину исполняется 80 лет.
25 марта нынешнего года Александру Александровичу Коряшкину исполняется 80 лет. Он почетный гражданин Ярославского муниципального района, кавалер ордена Знак Почета (1984 год) и ордена Почета (в 2000 году его ему в Кремле вручил президент России Владимир Путин), многолетний руководитель одного из сильнейших сельхозпредприятий региона – совхоза «Пахма», заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР, депутат и областного совета народных депутатов, и областной думы и даже «Отличник здравоохранения СССР». Вот с последнего знака отличия и началась наша беседа с Александром Александровичем накануне юбилея.
В 1982 году мы в Ивняках сдали первый дом для работников совхоза «Пахма», где я уже два года был руководителем, — на 75 квартир. И вообще строительство жилья развернулось у нас так, что сейчас в поселке тысяч 6-7 живет. И я уже тогда подумал, а куда человеку пойти, если он заболеет. И решил открыть амбулаторию. В областном управлении здравоохранения не сразу, но дали добро, сильно помогла в Москве Валентина Владимировна Терешкова через Министерство социального развития. Амбулаторию расположили на первом этаже совхозной конторы – зачем нам целых три этажа, думаю. Оснастили ее так, что не во всякой больнице найдешь, одних физио-терапевтических кабинетов сколько было. Жалко, но сейчас этого ничего уже нет. УЗИ сделать – поезжай в больницу в Карабиху. А тогда амбулатория ни за что не платила, все расходы – вода, свет за счет хозяйства. Только зарплату врачи и медсестры получали в районной больнице. Так вот и был я тогда отмечен как отличник здравоохранения.А «Председателем» я стал в пять лет, — продолжил Александр Александрович разговор, — меня в нашей деревне Покров Ростовского (тогда Рязанцевского) района так прозвали. Дом наш рядом с конторой местного колхоза «Красный маяк» стоял. Дом большой, так что все собрания колхозные, когда и районное начальство на них присутствовало, проходили у нас. И я всегда с начальниками за стол президиума садился. С тех пор и пошло – «Санька председатель». А то председатель колхоза пошлет к бригадиру с запиской , телефонов-то не было: «Санька, беги!» И гордый — бегу, глядишь мне еще и съестное какое перепадет… Видимо это прозвище – «Председатель» и предопределило всю мою дальнейшую жизнь и судьбу.
Саня был восьмым ребенком в семье, последним. Последних, как правило, любят и балуют. Отец в Отечественную воевал, вернулся с фронта, но прожил недолго, года три. Жили скудно, голодно. Колхоз был слабенький, на трудодни почти ничего не выдавали.
В шесть лет Саша пошел в школу, вместе с товарищами, которые были на два года старше. В 13 лет после окончания семилетки уже работал прицепщиком на тракторе – гусеничном ДТ-54, следил за плугом и культиватором. Затем стал дальше учиться в средней школе в деревне Итларь, каждый день туда-обратно ходил за шесть километров. Учеба в старших классах была тогда платная, за восьмой класс надо было заплатить 150 рублей. Мать тогда даже заревела – деньги-то огромные, но через год плату отменили. После школы приглашали Александра бригадиром в «Красный маяк». Но не захотел он оставаться в деревне и завербовался на строительство Сталинградской ГЭС, освоил там профессию сварщика.
Но дело молодое – не сиделось на месте, хотелось страну посмотреть. И сманил товарищ ехать в Казахстан. Добирались на товарняках, голодали, «жрать хотелось, — говорит мой собеседник, — мочи нет», иногда сердобольные женщины подкармливали на станциях. Ссадили их в Барнауле. Там и остановились, здесь на строительстве меланжевого комбината освоил Александр уже профессию бетонщика.
Из Барнаула и в армию призвали – в 1958 году на Тихоокеанский флот. Получил там специальность минера-торпедиста. Училище было на острове Русский – напротив Владивостока. Там 20 училищ флотских находилось. Воды не было – в бане выдавали воды по два тазика, надо было умудриться и помыться, и белье постирать.
В 1961 году, когда закончилась служба, поступил бравый моряк Александр Коряшкин в Приморский сельхозинститут в Уссурийске, переведенный к тому времени из Ярославля. Дали общежитие, но в основном жил он у хозяйки, иногда и столовался у ней, отдавая за постой свою стипендию. Параллельно с учебой всегда работал – то на сварочном заводике, благо специальность сварщика не забыл, то кочегаром зимой. Создал в институте из студентов бригаду: белили-красили, ремонт делали в институте и общежитии. После четвертого курса отправили на практику в Ярославскую область. Проходил ее в своем родном колхозе «Красный маяк». Одновременно с братьями, сестрой и зятем, взявшими специально отпуска, за неделю поставили в деревне новый дом – отчий-то совсем стал плох, мать все сокрушалась о нем в своих письмах.
Институт Александр Коряшкин закончил с отличием по специальности «ученый-агроном», имея высший бал, выбирался «покупателями» из выпускников первым. И ехать бы ему главным агрономом на опытную станцию в Хабаровский край, но, оказалось, не судьба. В Москве в министерстве это направление перечеркнули и направили дипломированного специалиста Коряшкина в Ярославскую область. С чем несомненно нам повезло, а вот Хабаровску – увы…
В результате через некоторое время — в конце 1967 года 28-летний Коряшкин оказался руководителем совхоза «Россия» Ростовского района с центром в селе Угодичи. Хозяйство было большое – 6 тысяч гектаров земли, полторы тысячи голов дойного стада, 650 работников. Большое было хозяйство, да нищее: дорог нет, водопровода нет. Во дворах – а в одних только Угодичах было 350 домов да в соседнем селе 250 — ни одной курицы, теленка, овцы. Все занимались исключительно овощеводством.
«Любил всегда строить», — говорит про себя Александр Александрович. Он руководил совхозом без малого десять лет. Провел водопровод, канализацию. Построил два первых в селе двухэтажных дома, а всего около 100 квартир для работников, две котельные – одна обогревала производственные помещения, мастерские, другая — жилые дома. Построил картофеле- и лукохранилища, коровники, овцеферму. Поднял в итоге хозяйство.
Попутно не забывал и о науке: в 1974 году, учась заочно, защитил в Москве кандидатскую диссертацию.
Успехи Коряшкина были замечены и его направили в 1976 году в Большесельский район председателем райисполкома. Там он тоже сразу взялся за строительство. Прежде всего жилье, потом достроили больницу, заложили и начали строительство районного Дома культуры, четырехэтажное здание администрации также было возведено при Коряшкине. Большесельцы до сих пор вспоминают его добрым словом, хотя поработал он в районе недолго.
Уже в 1978 году его пригласили в областное управление сельского хозяйства заместителем начальника. Но бумажная работа тяготила деятельного человека, да и не было у управления особых полномочий, все решалось в обкоме партии или в лучшем случае в облисполкоме. Поэтому Александр Коряшкин стал проситься на практическую работу – в какое-либо хозяйство. Ему предложили на выбор два – процветающий совхоз «Заволжский» под Ярославлем и совхоз «Пахма», где за три месяца перед этим сменилось четыре директора. Он выбрал «Пахму». И те 20 лет – с 1980 года, что он возглавлял это хозяйство были периодом, пожалуй, наивысшего взлета Коряшкина и как хозяйственника, и как руководителя. Да и совхоз при нем преобразился. А досталось хозяйство, прямо скажем, маломощное: на мелких фермах, лишенных механизации, коровы доили по 1700 литров в год, урожайность зерновых – 12 центнеров с гектара, картофеля 50-70 центнеров.
При Коряшкине «Пахма», как и замысливалось, стала городским огородом: картофель и овощи потоком пошли на стол ярославцев. Помимо этого, были возведены три современных животноводческих комплекса – в Богослове, Медведкове, Сабельницах. За два месяца построили молочный завод, хотя зам губернатора, курирующий АПК, Коряшкину говорил: какое, мол, строительство, у нас действующий-то молочный завод стоит. А он не послушал, поскольку этот завод давно уже за сданное молоко крестьянам не платил. И не отступил, оказался прав.
Александр Александрович вспоминает, как в хозяйстве завели совсем уж экзотический цех, — швейно-полеводческий. Все от того, что не хотели женщины в полеводстве работать. А тут сразу набралось 30 человек. Шили полушубки (завели даже в совхозе для этого своих овец), простыни, рубашки. А летом эти же женщины работали в полях. И хотя в годы «бардака» цех пришлось закрыть, но до сих пор, уж 30 лет прошло, женщины помнят, как там работали. И благодарны Коряшкину.
Отдельная статья – это социально-бытовые условия для работников хозяйства. Жильем всех обеспечивали. Три-пять месяцев – и человек получал квартиру. Бывали, конечно, хитрецы, приехав из глубинки, типа Любимского района, устраивались на работу только ради квартиры и, получив ее, тут же увольнялись. Но Коряшкин все равно жилье строил и давал. Только с 1980 по 1996 год была построена тысяча благоустроенных квартир.
При нем во всех деревнях на территории совхоза появился газ – первым провели его в Зяблицы в 1982 году. В Ивняках возвели торговый центр, два детских сада. За девять месяцев здесь же выстроили и сдали среднюю школу. Это было в 1990 году. И с той поры в Ярославском районе была построена только одна школа – в Туношне в позапрошлом году.
Отдельная история про местный клуб. Построенный совхозом двухэтажный клуб, увы, сгорел. Александр Коряшкин, будучи депутатом областной думы, а затем председателем муниципального совета Ивняковского сельского поселения, поставил себе задачу для земляков его восстановить. К тому времени он в 2000 году покинул по собственному желанию кресло директора, передав все дела преемнику Сергею Иванову. Использовал, пробивая строительство клуба, все свои связи, в том числе и в Москве. К тому же он всегда был в хороших отношениях с губернатором Анатолием Лисицыным. При нем в Ивняках начали строить спортивный комплекс (президент Путин тогда уже делал упор на развитие спорта), но никакого культурного учреждения не предусматривалось. Коряшкин уговорил проектировщиков и те изменили проект, добавив сбоку к спортивному сооружению собственно клуб. И сдавали его уже как культурно-спортивный комплекс.
Губернатор тогда уже сменился, область на строительство за все время не дала ни рубля. Пришлось обходится своими силами. Благо в строительных фирмах немало у Коряшкина было знакомых. Кому-то выделили под магазины пустующие помещения на первых этажах, другим – практически бесплатно 10 гектаров земли с коммуникациями под коттеджное строительство. Так всем миром и строили. Спасибо, что получили из Москвы 50 миллионов рублей. И в 2014 году уже третий губернатор, тоже не давший ни рубля, вместе с Валентиной Терешковой перерезал красную ленточку на открытии комплекса. Теперь там на двух этажах и к культуре землякам Александра Александровича можно приобщиться, а в зале сыграть в мини-футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, да и размять мускулы в нескольких тренажерных залах. А сам спорткомплекс на этом еще и деньги зарабатывает.
Александр Александрович, оглядываясь на свои немалые прожитые годы, о каких своих жизненных правилах, если угодно, принципах Коряшкина, вы могли бы сказать? – спрашиваю я собеседника.— Людей надо любить. Я многим помогал. Всегда блокнот с собой носил, куда просьбы записывал – всегда вопросы решал. Люди бедные, простые, если им руководитель не поможет, то кто?… Не надо гнуть из себя вельможу.
Я никогда никого не обманывал. Не обижал. Рубля лишнего не взял. Правила в общем-то простые.
Беседовал Алексей НЕВИНИЦЫН.
На снимке: Александр Коряшкин (первый слева) в областной думе.
Последние новости
Экстренное предупреждение о погоде в Ярославле
Жителей Ярославля призывают быть осторожными из-за ухудшения погодных условий.
Проблема диабета в Ярославской области
С каждым годом количество пациентов с диабетом продолжает расти.
Новый виток в развитии городской инфраструктуры
Городские власти представили планы по улучшению городской инфраструктуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку