В Ярославской области открылась персональная выставка Ильи Комова
В художественной галерее имени Н.А. Некрасова в Вятском открылась масштабная экспозиция живописи члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Комова.
В художественной галерее имени Н.А. Некрасова в Вятском открылась масштабная экспозиция живописи члена-корреспондента Российской академии художеств Ильи Комова. Это первая персональная выставка произведений именитого художника в Ярославской области.
От корней
Растет дерево… И не может без них ни цвести, ни плодоносить. Художник тоже растет от корней: от сильных впечатлений, пережитых в детстве в семейном кругу, от начальных представлений о прекрасном, от первого прикосновения к духовным основам искусства. Творческий путь Ильи Комова подобен такому дереву. Отец его – скульптор, народный художник СССР Олег Комов, мама – архитектор. Кстати, они оба работали над созданием памятника Ярославу Мудрому в областном центре.
Супруга Ильи – художница Ольга Мотовилова-Комова – тоже продолжательница творческой династии. Ее дед – скульптор Георгий Мотовилов – автор многих известных произведений, в том числе ярославского памятника Николаю Некрасову.
Мария Комова, дочь Ильи и Ольги, – художница, работающая в разных видах искусства: живописи, скульптуре, дизайне стекла, анимации. С 2021 года она директор Фонда Георгия Мотовилова и Олега Комова.
Илья Комов – художник академической школы, окончил МГАХИ имени В.И. Сурикова, что во многом обеспечивает его творческую свободу. Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ, действительный член РАХ Александр Якимович в статье «Созерцательный, беспокойный, простой и трудный. Живописец Илья Комов» отмечает: «Илья пишет настоящую живопись, живопись прямого действия, он не маскируется умными сюжетами или аллегориями, или игрой в жанры, или другими хитростями нашего времени, когда уже и постмодернизм представляется недостаточно хитроумным. У Комова дом и дерево – это дом и дерево, цветок есть цветок, лицо есть лицо. Ни выверта, ни ужимки. Цитаты отсутствуют, глубокомысленных аллюзий мы там не найдем. Пишет то, что видит – в Петербурге и в Южной Франции, в Переславле, на берегах Плещеева озера, в Париже, в Индии, и опять в Питере и Москве. Он пишет виды городов и пригородов, речные берега, горные дали, и вообще то, что можно видеть глазом, а не придумывать головой».
Сам Илья Олегович обозначает свои творческие корни так:
– Конечно, я очень люблю французскую живопись начала XX века, работы фовистов, художников русской эмиграции. Но основа всего для меня – это древнерусская монументальная живопись: например, творчество Дионисия и Гурия Никитина. Мне часто говорят, что я прирожденный монументалист и мне надо расписывать стены, но как-то не сложилось.
О взаимоотношениях искусства Ильи Комова с русской традицией говорит протоиерей РПЦ, член Патриаршего совета по культуре, постоянный член Высшего церковного совета, председатель экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ Леонид Калинин:
– Поскольку человек – практикующий христианин, это, естественно, налагает отпечаток на его творчество. Поэтому все образцы древнерусской живописи, которые Илья Олегович знает и любит, естественно, являются источниками вдохновения для него как автора живописных полотен. Его ощущение близко к тем, которые мы могли видеть, например, в начале XX века, когда развивались различные направления русского искусства, в том числе русский авангард. Его представители также искали опору именно в древнерусской живописи, которая в то время только начинала раскрываться. Например, мы помним, что даже многие участники иконописных артелей в то время становились всемирно известными художниками. Такие, например, как Петров-Водкин, Лентулов и прочие. В этом плане творчество Ильи Комова близко к тем поискам, которые были когда-то так трагически прерваны революциями и последующими годами гонений на свободное искусство. В его работах много искренности, воздуха, удивительно красивые цветовые сочетания. Это непосредственность, которую можно сравнить и с древним искусством, и с искусством детским, когда непосредственное восприятие автора передается зрителю и радует глаз, создает какое-то удивительно светлое ощущение…
Ментальная родина
Несмотря на то, что супруги Комовы – коренные москвичи, они ощущают глубокую внутреннюю связь с Ярославской землей.
– Я не урбанист, – говорит Илья Комов. – Не выношу асфальт, бетон, все фальшивое и неживое. Мне ближе земля и простые люди. Даже во Франции, где мы подолгу работаем, наше место – не Париж, а Восточные Пиренеи, где глубоко в горах затеряны древние города и монастыри, кругом дикая природа: олени, зайцы, кабаны, живущие вместе с человеком. И люди там более открытые, без лукавства, совсем как у нас. Я очень люблю Москву моего детства, но ее больше нет. А нынешние бетонные джунгли я воспринимаю как враждебную среду. В Ярославской области мы находим именно те корни, которые взрастили нас в детстве. С начала 80-х мы жили в Переславле. В то время он был местом притяжения живописцев, ставивших во главу угла цвет и форму. Все они сейчас являются классиками русского искусства. Возможность день за днем жить и работать плечом к плечу с действующими мастерами оказалась для нас важнее обучения в вузе… В 1979 году я впервые побывал в Тутаеве (Романове-Борисоглебске) – и мечта поселиться в этом удивительном месте не оставляла меня вплоть до 2004 года, когда мы приобрели дом, в котором теперь и проживаем. В Романове ощущение родного дома потрясающее. Здесь похоронен наш любимый старец архимандрит Павел Груздев, сыгравший определяющую роль в нашей жизни. Жители города для нас не просто земляки, а уже стали как родственники. Несмотря на потери, здесь все пропитано стариной, всем, что дорого сердцу. Город необычайно красив: здесь Волга, рельеф, дающий динамичную игру пространства, уникальная игра света и цвета – все, что нужно для моего художественного языка. Этот кладезь неисчерпаем, и раз за разом я нахожу все новые сюжеты и композиционные решения.
— Илья Комов – художник с собственными языком и стилем, ни на кого не похожий, – отмечает художник-галерист, создатель тутаевского Дома творчества «Романово на Волге» Лилия Славинская. – Его пейзажи отличаются крупными формами, локальными цветами и отсутствием деталировки. Если Илья пишет портрет, то очень точно и выразительно передает характер человека. При этом какой-то цвет, тон, деталь задают всю композицию картины. Иначе говоря, Илья создает свои произведения языком современного искусства, что несколько непривычно для неподготовленного зрителя. Однако сейчас в Тутаев приезжают немало людей, которым такой язык понятен и близок. Для нашего города ценно то, что здесь живет и работает такой замечательный живописец.
У супругов Комовых и Лилии Славинской есть желание создать в левобережном Тутаеве картинную галерею. Если его удастся реализовать, в городе появится еще один «островок искусства».
Отношения в красках
За 35 лет творческой деятельности у Ильи Комова состоялось много персональных выставок на самых известных площадках в России и за рубежом. Теперь его работы можно увидеть и у нас.
– Возможность выставиться в Вятском мне очень нравится, – говорит Илья Олегович. – Здорово, что это село со вкусом восстановили: здесь одновременно есть и близость к земле, которая для меня так важна, и элементы цивилизации. Дополнительным стимулом для меня стало и то, что в конце прошлого года здесь с успехом прошла выставка Ольги. Большое спасибо директору галереи Александру Шилову за приглашение и прекрасную организацию обеих выставок.
Экспозиция Ильи Комова «Отношения» объединяет около 60 произведений в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта, написанных в основном в Ярославской области.
– Искусство вообще – это история отношений, – поясняет автор интригующее название выставки. – Между формой и цветом, между цветом теплым и холодным и так далее. В живописи главное – правильно определить, кто кого ярче, теплее или холоднее, темнее или светлее. Это можно было бы назвать контрастом, но мне ближе слово «отношения». Они значимы везде: важны мое отношение к пейзажным мотивам, которые я изображаю, мои отношения с людьми, которых я пишу. Даже при создании экспозиции картины тоже нужно располагать так, чтобы они друг с другом «разговаривали». Особенно если это портреты. То есть понятие «отношения» многослойно.
Примечательно, что искусство Ильи Комова-портретиста особо отмечают не только искусствоведы. Впечатлениями делится ректор театрального института имени Щукина, народный артист РФ Евгений Князев:
– Когда я увидел первый набросок Ильи к моему портрету в спектакле «Пиковая дама» (в театре имени Е. Вахтангова – прим. автора), подумал: «Неужели это я?» А через некоторое время смотрю и ловлю себя на мысли: «Так это же действительно Германн из «Пиковой дамы». Как Илья умудрился так его ухватить?» И позже, когда у нас вышел спектакль «Евгений Онегин» и Илья написал портреты практически всех персонажей, я был удивлен тем, как точно он сумел уловить характер каждого из них. Я недавно записывал биографию Марка Шагала на радио и подумал: вот он, как Марк Шагал – такой большой, своеобразный художник, со своим взглядом, со своими красками. И мне хотелось бы, чтобы творчество его не иссякало. Чтобы буйство красок у него продолжало существовать, но чтобы за этими красками он видел личности персонажей или личности людей, которых он пишет.
Экспозиция Ильи Комова в Вятском – это не только срез творчества художника в XXI веке, но и многообразная квинтэссенция восприятия им жизни.
— Господь нам дал жизнь, в которой ничего некрасивого нет, – говорит Илья Комов. – А еще нам даны замечательные материалы: холст, краски. И мне хочется использовать их в полную силу, чтобы выразить всю полноту жизни, которая меня вот так цепляет…
Последние новости
Ярославская область продолжает обновлять федеральный регистр нормативных правовых актов
Ведомства региона активно работают над соблюдением законодательства.
Всероссийский день приема предпринимателей: помощь в правовых вопросах
Каждый первый вторник месяца предприниматели могут получить консультации в прокуратуре.
Проблемы подтопления в поселке Борок Некоузского района
Прокуратура провела проверку по обращениям местных жителей о затоплении земель.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований