ЕГЭ – билет в будущее? Все намного сложнее!
Как организовать подготовку к экзаменам максимально эффективно? Как не запаниковать и не упасть духом, если все получилось не так блистательно, как хотелось бы?
Как организовать подготовку к экзаменам максимально эффективно? Как не запаниковать и не упасть духом, если все получилось не так блистательно, как хотелось бы? Об этом мы беседуем с заведующим отделом психологического сопровождения «Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» Артемом Лодеровским.
– Артем Владимирович, принято считать, что нынешние старшеклассники волнуются перед ЕГЭ сильнее, чем их родители, когда в 10-м классе сдавали традиционный устный экзамен по заранее выученным билетам. Это так?
– Наши наблюдения не выявили ничего сенсационного. Нынешние старшеклассники действительно волнуются. Одни больше, другие меньше. Их волнение не зависит от формы экзамена. И наверняка они волнуются не больше своих родителей. В жизни нынешних выпускников отсутствует опыт устных экзаменов. Сравнивать им не с чем. ЕГЭ – единственная реальность, которая для них является нормой.
На мой взгляд, накал страстей вокруг ЕГЭ избыточен. Все ждут от ребенка успеха. Но важно помнить, что ЕГЭ – испытание не родителей, а детей. Родителям важно понять, чем они могут помочь, а что от них не зависит.
– Что нужно делать учителям, чтобы не нервировать детей?
– Не нужно транслировать детям свои представления о том, как у них все должно быть. Дети все разные, не все в силу природных способностей могут получать хорошие оценки. У каждого учителя есть копилка приемов запоминания материала по своему предмету. Этой информацией можно поделиться с учениками. Можно объяснить, что не стоит бояться сотрудников пункта сдачи, если те выглядят неприветливыми. Они просто сосредоточены и стараются выполнить все инструкции.
– А как успокоиться родителям? Ведь нервный родитель не в состоянии поддержать сдающего экзамен отпрыска.
– Первое – узнать, что собой представляет ЕГЭ. Для этого в течение учебного года проводятся пробные ЕГЭ для родителей, где они, пропуская экзамен через себя, лучше его понимают. Конечно, все родители поучаствовать в пробном экзамене не могут. Для оставшихся есть специальные интернет-сайты, где вся процедура ЕГЭ описана в подробностях.
Второе – понять свои страхи. Я боюсь, что ребенок не сдаст ЕГЭ совсем и останется на второй год? Получит не те баллы, которые мне хочется? Если баллов меньше – это конец его карьеры или многое можно исправить?
Третье – вспомнить себя. Как сами сдавали экзамен в 10-м классе, как справлялись с волнением, как представляли свое будущее, все ли делали идеально. Возможно, у кого-то были ошибки. Но эти ошибки стали этапом взросления, жизненным опытом. Такой же набор опыта необходим и нынешним детям.
И самое главное – нужно спокойно поговорить с ребенком о его волнении, спросить, какая нужна помощь. Доброе напутствие, уместная шутка, чашка чая могут оказать большую поддержку, чем завышенные ожидания и родительская тревога.
– Знакомая выпускница со словами «нас так запугали, что мне пофиг», пошла на пробный ЕГЭ по русскому языку, ни разу не открыв учебник. В итоге она, отличница «по жизни», сдала «пробник» на четверку. А как большинство детей реагируют на ЕГЭ?
– Детей можно поделить на несколько категорий. Те, кто не волнуется. Чаще это характерно для мужской психики. Они на ЕГЭ идут как бы между делом. Могут и ручку забыть. При этом сдают ЕГЭ с максимальным для себя результатом.
Есть, как в описанном случае, группа ребят, которым вроде бы «пофиг». Но это не подлинное спокойствие, а защитная реакция на запредельную тревогу, когда психика больше не выдерживает волнения.
Есть категория тревожных детей. Тревога может давать нарушение сна, притупление внимания, сложности в запоминании информации. Валерьянку здесь пить нецелесообразно. Нужно идти к специалисту.
Лучшее предэкзаменационное состояние посередине, при котором человек понимает свою степень ответственности за успешную сдачу ЕГЭ, имеет некоторое волнение, но оно его не расслабляет, а мобилизует, как спортсмена на старте.
– Как помочь выпускнику достичь такого идеального состояния?
– Важно включить позитивное мышление. Нельзя бесконечно повторять: «Я не справлюсь». Негативные мысли уносят силы. Но, представляя свой триумф, нельзя впадать в иллюзию, что первое место получится само собой, к экзамену нужно планомерно готовиться. Техник самоорганизации на выполнение этой задачи много, их можно найти на сайтах, посвященных ЕГЭ.
Для мобилизации себя на победу полезно вспомнить свое первое испытание. К 11-му классу у человека обязательно есть удачный опыт преодоления стрессовых ситуаций. Кто-то вспомнит свой первый танец на сцене, кто-то первый выход к доске.
Очень хорошо помогает справляться со стрессом дыхание: вдох на 4 счета, короткая задержка, выдох в два раза дольше. Во время выдоха организм расслабляется. Это сильная техника. Ее желательно оттренировать заранее, чтобы понять, сколько циклов дыхания требуется для изменения состояния.
На самом экзамене надо собраться с мыслями, вспомнить все выученное и начать погружаться в задание. Не забывать про техническую сторону заполнения экзаменационных бланков. Добавлю про характерный для российской культуры момент – привычке нарушать правила. На ЕГЭ играйте по правилам! Не проносите на экзамен запрещенные вещи: телефоны, шпаргалки. Даже если их не найдут, такая модель поведения закрепится, информационный след потянется в будущее и когда-нибудь обязательно аукнется.
– Вернемся к тому, что высокие баллы ЕГЭ позволяют оказаться в более или менее престижном вузе. А если баллов недостаточно, это конец?
– Нет, конечно. Выстраивание профессиональной образовательной траектории и выбор профессии в современном мире изменились. Это иллюзия, что достаточно получить один раз высшее образование и на этом остановиться. Во многих профессиях приходится повышать квалификацию всю жизнь. Современная карьера многовариантна, и ЕГЭ всего лишь первый фильтр в ее построении. Гораздо сложнее найти свое место в жизни, понять, чем конкретно ты хочешь заниматься.
– И напоследок дайте, пожалуйста, напутствие всем сдающим ЕГЭ.
– Верьте в себя! Надейтесь на лучшее и не бойтесь неудач!
Наши неудачи – это опыт и стимул к развитию. Через некоторое время может выясниться, что это не ошибка, а твой, не обязательно прямой, путь.
Вот реальный пример. Сын моего однокурсника, очень начитанный молодой человек, интересующийся литературой, социологией и историей, хотел поступить в один из ярославских вузов, но не прошел по баллам. Он взял годичную паузу. Работал почтальоном, читал, готовился к пересдаче ЕГЭ. За год у него изменилось мировоззрение, и он подал документы в МГУ. Баллы ЕГЭ снова не оставляли надежд на поступление, но в МГУ есть собеседование, на котором смотрят, как человек думает, рассуждает. Молодой человек поехал на собеседование и был принят на факультет, о котором после школы даже не помышлял.
– Наши наблюдения не выявили ничего сенсационного. Нынешние старшеклассники действительно волнуются. Одни больше, другие меньше. Их волнение не зависит от формы экзамена. И наверняка они волнуются не больше своих родителей. В жизни нынешних выпускников отсутствует опыт устных экзаменов. Сравнивать им не с чем. ЕГЭ – единственная реальность, которая для них является нормой.
На мой взгляд, накал страстей вокруг ЕГЭ избыточен. Все ждут от ребенка успеха. Но важно помнить, что ЕГЭ – испытание не родителей, а детей. Родителям важно понять, чем они могут помочь, а что от них не зависит.
– Что нужно делать учителям, чтобы не нервировать детей?
– Не нужно транслировать детям свои представления о том, как у них все должно быть. Дети все разные, не все в силу природных способностей могут получать хорошие оценки. У каждого учителя есть копилка приемов запоминания материала по своему предмету. Этой информацией можно поделиться с учениками. Можно объяснить, что не стоит бояться сотрудников пункта сдачи, если те выглядят неприветливыми. Они просто сосредоточены и стараются выполнить все инструкции.
– А как успокоиться родителям? Ведь нервный родитель не в состоянии поддержать сдающего экзамен отпрыска.
– Первое – узнать, что собой представляет ЕГЭ. Для этого в течение учебного года проводятся пробные ЕГЭ для родителей, где они, пропуская экзамен через себя, лучше его понимают. Конечно, все родители поучаствовать в пробном экзамене не могут. Для оставшихся есть специальные интернет-сайты, где вся процедура ЕГЭ описана в подробностях.
Второе – понять свои страхи. Я боюсь, что ребенок не сдаст ЕГЭ совсем и останется на второй год? Получит не те баллы, которые мне хочется? Если баллов меньше – это конец его карьеры или многое можно исправить?
Третье – вспомнить себя. Как сами сдавали экзамен в 10-м классе, как справлялись с волнением, как представляли свое будущее, все ли делали идеально. Возможно, у кого-то были ошибки. Но эти ошибки стали этапом взросления, жизненным опытом. Такой же набор опыта необходим и нынешним детям.
И самое главное – нужно спокойно поговорить с ребенком о его волнении, спросить, какая нужна помощь. Доброе напутствие, уместная шутка, чашка чая могут оказать большую поддержку, чем завышенные ожидания и родительская тревога.
– Знакомая выпускница со словами «нас так запугали, что мне пофиг», пошла на пробный ЕГЭ по русскому языку, ни разу не открыв учебник. В итоге она, отличница «по жизни», сдала «пробник» на четверку. А как большинство детей реагируют на ЕГЭ?
– Детей можно поделить на несколько категорий. Те, кто не волнуется. Чаще это характерно для мужской психики. Они на ЕГЭ идут как бы между делом. Могут и ручку забыть. При этом сдают ЕГЭ с максимальным для себя результатом.
Есть, как в описанном случае, группа ребят, которым вроде бы «пофиг». Но это не подлинное спокойствие, а защитная реакция на запредельную тревогу, когда психика больше не выдерживает волнения.
Есть категория тревожных детей. Тревога может давать нарушение сна, притупление внимания, сложности в запоминании информации. Валерьянку здесь пить нецелесообразно. Нужно идти к специалисту.
Лучшее предэкзаменационное состояние посередине, при котором человек понимает свою степень ответственности за успешную сдачу ЕГЭ, имеет некоторое волнение, но оно его не расслабляет, а мобилизует, как спортсмена на старте.
– Как помочь выпускнику достичь такого идеального состояния?
– Важно включить позитивное мышление. Нельзя бесконечно повторять: «Я не справлюсь». Негативные мысли уносят силы. Но, представляя свой триумф, нельзя впадать в иллюзию, что первое место получится само собой, к экзамену нужно планомерно готовиться. Техник самоорганизации на выполнение этой задачи много, их можно найти на сайтах, посвященных ЕГЭ.
Для мобилизации себя на победу полезно вспомнить свое первое испытание. К 11-му классу у человека обязательно есть удачный опыт преодоления стрессовых ситуаций. Кто-то вспомнит свой первый танец на сцене, кто-то первый выход к доске.
Очень хорошо помогает справляться со стрессом дыхание: вдох на 4 счета, короткая задержка, выдох в два раза дольше. Во время выдоха организм расслабляется. Это сильная техника. Ее желательно оттренировать заранее, чтобы понять, сколько циклов дыхания требуется для изменения состояния.
На самом экзамене надо собраться с мыслями, вспомнить все выученное и начать погружаться в задание. Не забывать про техническую сторону заполнения экзаменационных бланков. Добавлю про характерный для российской культуры момент – привычке нарушать правила. На ЕГЭ играйте по правилам! Не проносите на экзамен запрещенные вещи: телефоны, шпаргалки. Даже если их не найдут, такая модель поведения закрепится, информационный след потянется в будущее и когда-нибудь обязательно аукнется.
– Вернемся к тому, что высокие баллы ЕГЭ позволяют оказаться в более или менее престижном вузе. А если баллов недостаточно, это конец?
– Нет, конечно. Выстраивание профессиональной образовательной траектории и выбор профессии в современном мире изменились. Это иллюзия, что достаточно получить один раз высшее образование и на этом остановиться. Во многих профессиях приходится повышать квалификацию всю жизнь. Современная карьера многовариантна, и ЕГЭ всего лишь первый фильтр в ее построении. Гораздо сложнее найти свое место в жизни, понять, чем конкретно ты хочешь заниматься.
– И напоследок дайте, пожалуйста, напутствие всем сдающим ЕГЭ.
– Верьте в себя! Надейтесь на лучшее и не бойтесь неудач!
Наши неудачи – это опыт и стимул к развитию. Через некоторое время может выясниться, что это не ошибка, а твой, не обязательно прямой, путь.
Вот реальный пример. Сын моего однокурсника, очень начитанный молодой человек, интересующийся литературой, социологией и историей, хотел поступить в один из ярославских вузов, но не прошел по баллам. Он взял годичную паузу. Работал почтальоном, читал, готовился к пересдаче ЕГЭ. За год у него изменилось мировоззрение, и он подал документы в МГУ. Баллы ЕГЭ снова не оставляли надежд на поступление, но в МГУ есть собеседование, на котором смотрят, как человек думает, рассуждает. Молодой человек поехал на собеседование и был принят на факультет, о котором после школы даже не помышлял.
Последние новости
Подросток не может выйти на улицу из-за редкой болезни. Как он живет — видео
Его дом в Метелево совсем не устроен для инвалидов Источник: Семен Громов / 72.RU Павлу Малину 19 лет, он живет в Тюмени.
По решению суда подрядная организация компенсирует ярославне моральный вред за падение на улице
Ярославна запнулась в темноте о кусок асфальта и разбила лицо Вечером 3 октября 2023 года жительница Ярославля возвращалась домой по улице Колышкина.
В Ярославле вынесен приговор по уголовному делу о получении взяток и коммерческого подкупа на сумму более 3,8 млн рублей
Фрунзенский районный суд Ярославля рассмотрел уголовное дело в отношении 48-летнего местного жителя.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Минеральных Водах с предложениями работы от ведущих работодателей города