Лето с пользой. Как на «ОДК — Сатурн» проходит стажировка для школьников
Лето — пора каникул и отдыха. Но многие подростки стремятся подработать и провести лето с пользой.
Лето — пора каникул и отдыха. Но многие подростки стремятся подработать и провести лето с пользой. Именно для таких учеников на ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) организовали оплачиваемую стажировку по введению в специальность «станочник широкого профиля». Как всё прошло — узнала журналист Юлия Сарычева.
Профориентация — это важноПрограмма стажировки рассчитана на месяц. За лето её успели пройти две группы школьников, рассказывают на предприятии. Программа выстроена так, чтобы показать всю широту возможностей для будущей профессиональной самореализации.
В течение месяца школьники развивали навыки под руководством опытных наставников. Специалисты «ОДК — Сатурн» каждый день делились знаниями с будущими профессионалами об особенностях работы на производстве. В рамках стажировки ученики изучали материаловедение, основы черчения, увидели работу 3D-принтера и ряда станков.
Стажировку прошли 22 школьника, но желающих больше — всего было подано 97 заявок. В программу попали старшеклассники со склонностями к точным наукам.
Это те дети, которые уже выбрали для себя профильные классы с физико-математическим уклоном, либо просто ассоциируют себя с инженерными специальностями в будущем.
Ведь именно для них важно увидеть, как устроено производство изнутри, получить дополнительные знания и окончательно утвердится в выборе будущей профессии.
Программу разрабатывали специалисты учебного центра «ОДК — Сатурн» на основе опыта подготовки новых кадров, но с учётом того, что это дети, и к ним нужен особенный подход. Необходимо вовлечь их в деятельность и удержать интерес.
— Сначала мы погружаем ребят в теорию. Сейчас в школьных программах часто отсутствует предмет «черчение», поэтому в первую очередь знакомим ребят с его основами , — рассказывает начальник учебного центра «ОДК — Сатурн» Наталья Белова. — Но больше всего ребятам интересна практика, когда можно брать детали, делать измерения штангенциркулем, глубиномером, записывать показания приборов, чертить. В цехах нашего предприятия они могут увидеть, как работает оборудование. Это токарная, фрезерная, шлифовальная группы станков и 3 D -принтер.
Школьникам такой подход явно нравится: у ребят горят глаза, о стажировке они отзываются с интересом .
— Мне больше всего запомнилось черчение, думаю, это в дальнейшем пригодится. Нас учили, как правильно чертить детали, объясняли тонкости оформления, рассказывали, как правильно писать измерения на чертеже. Было интересно! — делится впечатлениями ученик школы №30 Ярослав Кириченко . — Я планирую учиться на инженера-конструктора. За время стажировки больше узнал о своей будущей профессии. В школе мои любимые предметы — физика и математика.
Ярослав Кириченко « Наставник был прикольный»В процессе стажировки ребята не только учатся новому, но и много общаются с опытными сотрудниками «ОДК — Сатурн». Стаж учебных мастеров — более двадцати пяти лет на одном предприятии. При этом, несмотря на разницу в возрасте, формат общения достаточно свободный. У стажёров есть возможность задавать вопросы и даже выдвигать идеи и предложения.
Стажировка — это не школа, где должна быть дистанция между учеником и учителем, это скорее формат диалога «на равных», обмен информацией между поколениями.
— Мне нравится работать с ребятами, видеть, что им интересно, быть для них полезным, — говорит наставник, токарь шестого разряда Николай Киселёв. — Мне с ними легко, я сам такой же был, я их понимаю. У этих ребят есть задатки и потенциал, они схватывают налету, многие вещи высчитывают вперёд меня. Они хорошо понимают современное производство.
— У нас есть обратная связь, когда стажёры могут оценить наставника. Ученики по итогам пишут заключения, были и такие формулировки: «наставник прикольный, всё очень понравилось». А это высшая оценка для современной молодёжи , — уверен заместитель начальника по технической части экспериментально-технологического цеха Юрий Паршонков. — Сейчас мы знакомимся, по сути, с людьми, которые нас заменят на рабочих местах, это наше будущее.
Связь между поколениямиУ всех ребят, которые пришли на стажировку, кто-то из родителей уже работает на предприятии. Иногда это даже целые семейные династии. Ирина Баурова трудится в области нормативной документации, её стаж на предприятии уже насчитывает два десятилетия. Отец Ирины тоже работал на «Сатурне». Теперь пришёл стажироваться сын.
— Мой сын Виктор записался на стажировку с большим удовольствием, как только появилась возможность. Мне идея понравилась, потому что это шанс узнать профессию. Такой формат гораздо лучше, чем просто рассказ родителей , — говорит ведущий инженер-технолог Ирина Баурова. — Для меня в его возрасте было очень тяжело выбрать профессию, определиться, кем я хочу стать. Виктор с интересом проходит все стадии обучения. Ему понравилось знакомство с фрезерным оборудованием, экскурсии по предприятию и в литейный цех. Сейчас, как мама, я вижу, что он может состояться в этой области.
Ирина Баурова— Мой сын в этом году закончил девятый класс, пойдёт в 10-й и в дальнейшем планирует поступать в РГАТУ. Стажировка — прекрасная возможность познакомить его с предприятием, посмотреть, какие есть профессии и в чём они заключаю тся, — рассуждает специалист по охране труда Станислав Кириченко. — В прошлом году мы уже были на экскурсии, нам очень понравилось. Стажировка стала дополнением к уже полученным знаниям о предприятии. Сыну было очень интересно увидеть, как из куска металла получается деталь, а ведь потом из этих деталей собирают двигатель для самолёта. Сейчас для ребят очень важно определиться с профессией, хорошо, что предприятие реализует такие проекты.
Начальник управления по социальным программам Александр Соколов «Пятёрка за пятёрку» и другие проекты «Сатурна»Стажировка — не единственная программа предприятия, реализованная в рамках профессиональной ориентации. Вообще профориентация начинается уже с детских садов, где дошкольникам на доступном уровне рассказывают о работе «ОДК —Сатурн».
Для школьников работа ведётся по нескольким направлениям. Это просветительская деятельность и экскурсии. Также запускается проект «инженерные классы» в школах №23 и №12, где, начиная с 5-7 классов, ученики плотно работают в рамках инженерной подготовки. В курс их обучения возвращается черчение, они изучают, как появляется деталь.
Другой серьёзный проект — «Построй карьеру в ОДК», в котором ребята, изучающие технические дисциплины, могут поучаствовать и занять призовые места. Также действует программа «пятёрка за пятёрку» — материальные выплаты для родителей, чьи дети по физике и математике учатся на «отлично». В прошлом году за «пятёрки» было выплачено около трехсот тысяч рублей, рассказывают на предприятии. В этом году итоговая сумма ещё не подсчитана, но уже известно, что отличников стало больше. Дополнительно финансово поощряют тех, кто побеждает в технических конкурсах.
— Профориентационная работа, которую мы сейчас ведём, — это основа подготовки для предприятия новых кадров. Поэтому «ОДК — Сатурн» проводит очень серьёзные и планомерные мероприятия по этому направлению , — говорит начальник управления по социальным программам Александр Соколов. — Стажировка — это адресная работа для ребят, выбравших техническое направление. Она помогает школьникам сориентироваться и понять тонкости производства и работы с деталями, посмотреть разные направления на предприятии и понять, что им ближе.
Фото — Александр Колляков, «Черёмуха»; Сергей Гордиенко, «ОДК — Сатурн» Юлия СарычеваПоследние новости
Запрос КПРФ о возврате активов
Депутаты требуют отчёта от ФСБ, Генпрокуратуры и правительства.
Охрана в центре Ярославля: новые меры безопасности
Власти города усилили меры безопасности, установив охранные пункты.
Снос аварийных домов в Ярославле
Мэрия приняла решения о сносе нескольких аварийных зданий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований