Собрались в кружок

Предшественником досугового центра «Солнечный» в дореволюционном Рыбинске был семейно-педагогический кружок, созданный родителями и учителями.

Предшественником досугового центра «Солнечный» в дореволюционном Рыбинске был семейно-педагогический кружок, созданный родителями и учителями. Разбираемся, что это такое

Участники театрального кружка, Рыбинск, 1918 г.

XIX век: начало российской педагогики

Сегодня в России 50 тысяч школ. В 1800 году их было 300, там преподавали 800 учителей. Где их готовили? В первой половине XIX века преимущественно в духовных семинариях. Единицы учителей после выпуска продолжали обучение в университетах, большинство сразу шли в церковно-приходские школы. В этих школах за один год дети изучали Закон Божий, учились читать, получали элементарные сведения по арифметике.

Постепенно к подготовке кадров подключились Минпросвещения и ведомство императрицы Марии. Так мест подготовки учителей становилось все больше.

Толчок к развитию профессии дало земство. Резкий рост числа начальных школ начался после крестьянской реформы Александра II. Селам и деревням понадобились тысячи учителей. Появился новый тип педучилищ — двухлетние педагогические курсы для лиц со средним образованием.

Движение навстречу запросу начала интеллигенция. Лучшие умы молодежи отправились в народ, в село – просвещать. Энтузиастов земство встречало радушно, с его подачи педагог оказался в деревне на позиции светоча. Учителя холили, материально обеспечивали, заботились о его переподготовке и повышении мастерства.

Земство устраивало съезды и курсы, где педагоги знакомились с новыми методами обучения, обсуждали их применение в сельской школе, давали пробные уроки. Все это было ново, необычно. Раньше учителем мог стать любой разумеющий грамоте человек – староста, отставной солдат. Учеба часто сопровождалась побоями. Но времена становились все гуманнее. Развивалась российская педагогика – наука об учебе учителей.

В учителя охотно пошли женщины – для них это было чуть ли не единственной разрешенной в те годы профессией, возможностью реализоваться в жизни, не ограничиваться домом, мужем, хозяйством.

И все же даже в начале XX века учитель — это, скорее всего, мужчина из семьи священнослужителей. Это подтверждают цифры: в 1901 году, когда учителей вовсю выпускали земские училища, больше трети учителей России было из духовенства, меньше трети – из личных (не потомственных) дворян. Такие истоки педагогики заметны и в фамилиях рыбинских учителей: Воскресенский, Стратилатов, Благославов, Неокесарийская.

Девочка с шитьем, первая пол. XIX в. / Подушечка для иголок, XIX в.

XX век: кружки

В начале XX века педагоги продолжили искать новые формы работы с детьми, новые способы организации их досуга. К ним подключились активные родители, желавшие лучшего своим чадам. Так зарождалось то, что мы сегодня называем дополнительным образованием, а тогда обозначали простым словом «кружок».

— Появились всевозможные общественные комитеты грамотности и общества содействия образованию. Их создавали прогрессивные педагоги, понимавшие, насколько важно с пользой занять детей во внешкольное время, создать им комфортные условия для досуга, — сообщают сотрудники рыбинского архива.

И до этого дети занимались шитьем, рукоделием, театральным и столярным делом, выразительным чтением вслух, пением – но только дома или в гостях. Теперь же всем стало интересно объединяться по интересам, обогащать друг друга, делиться опытом, делать большие вечера.

К тому же так к полезным развлечениям подключали детей из небогатых семей, у которых не было лишних денег на театр, а дома не стоял рояль.

В 1904 году рыбинская интеллигенция – учителя, врачи, служащие – решила создать семейно-педагогический кружок. В городских училищах и школах прошли родительские собрания, где обсуждали, чем кружок может быть полезен семьям. Делали все обстоятельно, с дореволюционной неспешностью. Лишь в 1908 году устав Рыбинского семейно-педагогического кружка был утвержден.

Наконец в январе 1910 года кружок открылся. Для любителей работать руками здесь создали компактную «ремесленную школу». Юным натуралистам нравились естественно-научные чтения. Ученикам низших учебных заведений и самоучкам предлагали готовить уроки под руководством педагогов-членов кружка. Все это делалось силами рыбинских педагогов, родителей и активистов.

Детский приют им. Баскаковой и Тюменева, 1897-1900 гг.

Спектакли

В каникулы число мероприятий ожидаемо возрастало. Так, с 12 ноября 1910-го по 25 февраля 1911-го «устроено 10 собраний детей в детском клубе, 5 вечеров для учащихся городских школ и платный детский вечер на Масленицу».

Первые два вечера были посвящены Александру Пушкину. «На сцене поставили декорированный портрет Пушкина, Воскресенский прочел его биографию в доступном детям изложении. Учащиеся недурно читали произведения Пушкина, удачно сошла сцена в Чудовом монастыре. Хор из детей под управлением о. диакона Добротина пропел несколько песен, детям предложили чай с булками. Всего детей было 345 человек», — пишут в отчете педагоги.

На Рождество по традиции поставили трогательную пьесу с поучительным концом. «Постановку пьесы «Сиротка» взял на себя учитель соборной школы г. Израилев, пением руководил о. диакон Добротин. Постановку живой картины «Мороз и Весна» г. Стоцкая взяла на себя. Детей было 330 человек».

Спектакли с участием детей были излюбленным времяпрепровождением участников кружка. В театральном деле им помогали актеры Рыбинского музыкально-литературно-драматического кружка под управлением купца Константина Никитина.

Дети с собакой, начало XX в.

Энтузиасты

В кружке все от мала до велика нашли дело по душе. Взрослые слушали лекции по искусству, практической педагогике и общественным вопросам, дискутировали на острые социальные темы. Одной из первых активностей для взрослых стала лекция «Женские типы в произведениях Ивана Тургенева». Впоследствии доклады продолжались. Так, знаменитый рыбинский учитель словесности Иван Зеленцов прочел лекцию «О Гоголе». А сообщение гостя из Петербурга доцента Державина «О преподавании русского языка» вызвало у рыбинцев «оживленные прения».

Малышам в кружке предлагали попробовать себя в разных видах прикладного творчества: выжигание, переплетное дело, вышивание, вырезание из бумаги. Многие увлекались пением и играми, занимались гимнастикой. «Так дети знакомятся, объединяются, развиваются физически, привыкают к труду – одновременно с развитием художественного вкуса», — цитируют отчет кружка рыбинские архивариусы.

Алексей Золотарев в библиотеке, 1927-29 гг.

Для столярных работ пригласили мастера – «за отдельную плату». Остальные виды активности были для детей бесплатны. Все члены кружка – люди работающие – читали лекции и занимались с детьми без оплаты труда, после основной работы у них наступала вторая смена. Но движимые энтузиазмом, желанием улучшить рыбинское общество, они с радостью и без устали брались за дело.

В мечтах учредителей работа кружка способствовала бы общему оздоровлению социума, рождению привычных нам детсадов, лагерей, секций, детских городков. Их цель звучала так: «Провести в жизнь правильные идеи о воспитании и образовании детей путем устройства для них экскурсий, яслей, детсадов, летних колоний, площадок для игр и гимнастических залов».

И это не было демагогией. Постоянными стали экскурсии, праздники и елки для бедных детей из приходских школ. Учредители кружка обращались к городским властям с просьбой открыть в Рыбинске народный дом, общедоступное культурно-просветительское учреждение, аналог советского дома культуры.

Похвальный лист Александра Нифонтова, ученика 5 класса Рыбинской мужской гимназии, 1915 г. / Учитель Иван Зеленцов

После работы педагоги трудились в городском приюте для сирот. А в 1915 году, в разгар Первой мировой, они обратились к городскому начальству и сообщили: готовы трудиться в приюте бесплатно и больше того – взять на себя его функционирование. «Готовы безвозмездно предоставить труд членов кружка. Возможна передача приюта в ведение семейно-педагогического кружка».

Самым осязаемым плодом работы кружка стала первая в Рыбинске публичная библиотека. Ее открыли 110 лет назад.

— Библиотеку открыли для малосостоятельных читателей и учащихся низших школ Рыбинска. Ведь Рыбинск с его преобладающим рабочим населением не имел ни одной общедоступной библиотеки. В день библиотеку посещали от 60 до 200 человек.

Преподаватели Рыбинской мужской гимназии, среди них словесник Иван Зеленцов, 1913 г.

Статья подготовлена по материалам рыбинского филиала Госархива, собранным сотрудницей архива Татьяной Власовой

Последние новости

Как понять, что оторвался тромб: врачи назвали 4 признака

И кто находится в группе риска Стремительно меняющийся образ жизни не всегда идет на пользу человеку.

Продают без рецепта, а выписывают коучи? Врачи — о том, почему в России выросли цены и спрос на антидепрессанты

В 2024 году препараты стали покупать на 7% чаще, особенно в Москве и Санкт-Петербурге В 2024 году россияне стали чаще покупать антидепрессанты — спрос на них вырос на 7%.

«Здесь нет сексуального подтекста». Зачем россияне платят деньги за простые объятия — вам они тоже нужны

Рассказываем, как проходят обнимательные вечеринки и что это вообще такое Уютный зимний вечер, вы лежите под пледом в обнимку с другим человеком и чувствуете полное умиротворение и спокойствие.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Симферополе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *