Перемен требуют наши сердца
Чего хотят белорусы? Фото: ТАСС/Наталия Федосенко После президентских выборов Беларусь охватили протесты.
Чего хотят белорусы?
Фото: ТАСС/Наталия Федосенко
После президентских выборов Беларусь охватили протесты. 23 день люди выходят на митинги в Минске и других городах страны. Мы связались с гражданами республики и узнали, чего именно они добиваются, чего боятся и каким видят будущее своей родины.
«Боятся, что разговоры прослушивают»
Принять участие в опросе согласились не все. Говорить о ситуации в стране люди опасаются даже с родственниками.
У Ольги из Рыбинска в Беларуси живет отец, с которым они регулярно поддерживают связь.
— В выходные созванивались, — рассказывает женщина. — Границы в Беларусь закрыты на въезд, пропускают только близких родственников. Я, конечно, волнуюсь за отца, в интернете и по телевизору тревожная информация. На вопрос, что у них происходит, он так и сказал: «По этому поводу ничего говорить не буду». Такое ощущение, что люди боятся, что разговоры прослушивают, и потом будут последствия. После выборов у них в семье пошел разлад, дело дошло чуть ли не до развода: отец поддерживал одного кандидата, его жена — другого. Кто за кого голосовал, не говорят.
«Надеюсь, что у детей будет более достойная жизнь»
Василий приехал из Беларуси в Россию на заработки 12 лет назад. Сейчас работает строителем под Рыбинском.
— Все мои родственники в Могилёве, — говорит он. — Там происходили митинги, но небольшие. Народ боится, были задержания. Люди возмущены результатами выборов, считают, что просто украли их голоса. Я не знаю ни одного моего знакомого, который бы голосовал за Лукашенко.
Проходили митинги и в поддержку президента. Я созванивался с родными, друзьями, они говорят, что это происходило насильно. С предприятий забирали людей под угрозой увольнения. Может быть, и были те, кто шел добровольно, но их мало.
Большинство людей считают: просто надоело. Надоел один и тот же руководитель. У меня трое детей, они все выросли при Лукашенко и не знают другой жизни. А хочется, чтобы они жили лучше. Я не думаю, что со сменой президента будет как-то хуже.
Были моменты, когда была более достойная жизнь, а потом, вот уже сколько лет, идет спад. Кругом страны развиваются, а мы стоим на месте в лучшем случае. При наших зарплатах в Беларуси это не жизнь, а существование, поэтому я и работаю в России. Хочется, чтобы моя семья жила более-менее достойно.
Я жду и надеюсь, что разум победит.
Мы, белорусы, хотим одного — чтобы сменилась власть. Может быть, будет период, когда будет хуже. Но люди готовы потерпеть год, два, три. Есть надежда, что дальше все нормализуется, и страна будет развиваться.
«Накопилась моральная и физическая усталость»
Молодежь более охотно, нежели старшее поколение, делится своими мыслями.
Вадиму из Брестской области 27 лет, он фрилансер:
— Я живу в небольшом городе Микашевичи с населением что-то около 13 тысяч человек. На данный момент в городе все спокойно. Здесь люди привыкли делать вид, что ничего не происходит, и их это не касается. Это где-то там, в Минске, а у нас есть кое-какая стабильность, и этого достаточно. Лучше пошептаться на кухне или курилке на заводе, чем что-то делать, а то уволят. А в условиях, когда завод дает работу основной массе трудоспособного населения, страх быть уволенным все решает.
Мы с друзьями пытались как-то разбудить людей. Собирали в первые дни после выбором небольшие митинги. Милиция пыталась нас разогнать, но ничего не получилось. Максимально в один вечер было человек 50-70, на воскресном марше — даже около 100. Затем митинги пошли на спад. Да и не очень хочется стоять в цепочке солидарности с выпившими мужчинами и подкреплять тезисы государства о том, что на митинги выходят только молодежь, безработные и т.п. У нас выходили как молодежь (большинство, правда), так и люди более взрослые.
От действующей власти мы хотим только одного: чтобы она ушла.
За 25 лет нет ни одного направления, где бы они преуспели. Экономика держится на кредитах, которые погашаются новыми кредитами. Убыточные предприятия подпитываются из доходов рентабельных предприятий. Нет никакой свободы слова и нормальных торгово-дипломатических отношений с более развитыми и успешными странами. Это не нормально.
Сейчас народ хочет выбрать других людей и получить хотя бы шанс на нормальное развитие общества и государства. Накопилась моральная и физическая усталость от президента, его свиты и бездарных методов управления страной.
Главный страх белорусов сейчас — проигрыш протестного движения. В таком случае все ожидают репрессий и думают о смене места жительства. Как варианты — Польша, Литва, Латвия, Украина. Многие из поколения, кому сейчас около тридцати, будут готовы уезжать отсюда.
«Хотим все решать миром»
Виктория Кресс работает в сфере туризма в Гомеле, втором по величине городе в республике:
— Сейчас именно у нас в городе все достаточно спокойно. Люди выходят на митинг каждый день около 14.00, обычно это минимум человек триста. Собираются в центре и либо поют песни, либо просто общаются между собой. В какой-то момент люди колонной идут к облисполкому, но на моей памяти это всегда мало результативно, городские власти не хотят вести диалог. По выходным, конечно, людей на митинге значительно больше, счет определенно идет на тысячи. Все проходит мирно, митинги не разгоняют. Лишь ГАИ иногда, когда людей слишком много, регулируют движение.
Основные массы митингов, конечно, приходятся на Минск, но почти в каждом городе есть смельчаки, которые не боятся последствий и выходят.
Сейчас в первую очередь мы хотим освобождения всех политзаключённых, справедливости и честных выборов. Мы хотим перемен и уважительного отношения к основополагающему пункту любой страны — к народу.
Мы боимся силовиков, у них карт-бланш, им полностью развязали руки. До сих пор задерживают тех, кому повезло не попасть под горячую руку. Лично я боюсь состариться в такой стране, да и зрелость свою в ней встречать, растить детей. Да, наше образование бесплатно отчасти, но оно не котируется нигде, кроме нашей де страны. На мой взгляд, Беларусь при нынешнем президенте — это страна для пенсионеров.
Белорусы мирные. Каждый может сыпать проклятия, гореть огнем в разговорах между собой дома, но, выходя на митинг, мы хотим делать все только миром, только по-хорошему. Мы не глупы, мы не ведёмся на бесчисленное множество провокаций, на всю ту грязь, льющуюся из телевизоров на государственных каналах. Больно за тех, у кого нет альтернативы, и для них ТВ — это единственный источник, и ситуация показана лишь с одной стороны.
Последние новости
Экономическое развитие региона: новые горизонты
Власти города намерены укрепить местную экономику через инновации и партнерство.
Прямой эфир с министром труда и социальной поддержки населения
Обсуждение мер поддержки для многодетных семей.
Проблемы с лужами на улице Свободы в Ярославле: жители требуют решения
Горожане недовольны состоянием пешеходных переходов после ремонта дороги.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку