ДОЕХАЛИ ДО ФИНИША
28 июня состоялось последнее заседание весенней сессии Ярославской областной Думы.
28 июня состоялось последнее заседание весенней сессии Ярославской областной Думы. По традиции, к нему накопилось более трёх десятков вопросов. Но самое активное обсуждение предсказуемо вызвал законопроект о передаче региональному правительству полномочий по организации пассажирских перевозок в Ярославле и Ярославском районе. Власти затеяли новую транспортную реформу. И депутатов фракции КПРФ больше всего волновало, что в итоге получат жители? Впрочем, список острых вопросов на этом не заканчивался.
Куда кривая выведет?
Законопроект о перераспределении полномочий в сфере транспортного обслуживания населения вызвал критику ещё на заседании профильного комитета. Документ был внесен за полтора дня до этого, и парламентарии толком не успели даже с ним ознакомиться. А ответы директора департамента транспорта Татьяны Черемных оказались слишком размытыми. Депутаты рассчитывали, что к заседанию Думы чиновники придут более подготовленными. Однако эти надежды не оправдались. Что подтвердилось буквально с первого вопроса.
Его задал коммунист Валерий Байло, попросивший указать источники финансирования реформы. Из ответа директора департамента следовало, что на сегодняшний день финансовое обеспечение досконально не проработано, и с ним определятся лишь к сентябрю при рассмотрении изменений в бюджет. Тогда Валерий Иванович поинтересовался судьбой городских транспортных предприятий, прежде всего – развитием электротранспорта. Сославшись, при этом, на печальный опыт соседней Твери, откуда к нам пожаловала госпожа Черемных.
— В Твери, где провели аналогичную реформу, был уничтожен трамвай, а через три месяца после начала реформы – прекращено троллейбусное сообщение. Но вы должны понимать, что Ярославль – это город первого троллейбуса. И отношение жителей к этому виду транспорта очень трепетное. Хотелось бы понять, что ждёт маршрутную сеть городского электрического транспорта? – спросил депутат.
В ответ чиновница пояснила, что троллейбусное движение в Твери прекратили в связи с полным износом парка. В Ярославле его ликвидация в настоящий момент не рассматривается, а существующую сеть намерены сохранить. Что касается трамваев, то наш областной центр вошел в число 10 городов, где планируется модернизация парка и реконструкция путей. Деньги на это должны получить из федерации. Такой ответ казался обнадёживающим, но уж больно похожим на сказку. Как и обещание едва ли не полной замены автобусов в 2023 году. На что обратил внимание заместитель председателя фракции КПРФ Эльхан Мардалиев:
— В докладе прозвучала информация о том, что сейчас средний возраст парка – более 7 лет. Реформа предполагает, что автобусы будут не старше 1 года. Цель благая. Но откуда возьмётся столько новых, красивых, безопасных и экологичных автобусов?
По замыслу авторов реформы, автобусы должны быть обеспечены самими перевозчиками. Но средства на обновление заложат в государственном контракте. Перевозчик может приобрести транспорт в лизинг. А за счет контракта покрыть данный кредит. Таким образом, на обновление парка (прежде всего, частных компаний) фактически будут расходоваться бюджетные деньги. И по истечении срока договора вся техника останется у них.
Аналогичная история уже была с ООО «Хартия», закупку мусоровозов и новых контейнеров для которой также обеспечили за счёт ярославских налогоплательщиков. Таким образом, часть реформы уже точно будет оплачена из кармана жителей. Судя по всему, это будет сделано путём повышения стоимости проезда. Татьяна Черемных прямо сказала, что тарифы проиндексируют. Депутат фракции КПРФ Елена Кузнецова сразу предупредила о последствиях такого шага:
— Вы изучали опыт соседних регионов ЦФО по тарифам на проезд? В Ярославле, не считая Москвы, они самые высокие. При вашей новой транспортной реформе они не останутся на прежнем уровне. Это все понимают. Вы сказали про индексацию. Индексация на 2 рубля, или на 20 рублей? Это две большие разницы. Ярославцы эту практику у вас не примут. Изучите историю, как после каждого повышения стоимости проезда люди выходили на митинги. Вас просто вынесут!
Конкретную цифру чиновники так и не назвали, пообещав лишь «проанализировать практику» и ближе к новому году «принять оптимальное решение». Вот толь понятие «оптимальное» для власти и для народа часто имеет противоположное значение. И опыт реформирования общественного транспорта в Ярославле и области подтверждает, что «в минусе» оказываются как раз простые жители да местные перевозчики. Что и было отмечено депутатами фракции КПРФ в своих итоговых выступлениях
— На моей памяти было уже три реформы. Первую затеял Слепцов, который приказал всем купить красные автобусы. Дальше пришёл Волков, который сказал, что всё было сделано не так, и пообещал сделать лучше, красивее и комфортнее. Что получилось – мы все видим. Я езжу на общественном транспорте и на работу, и с работы. И могу сказать, что автобусы 57 маршрута напоминают «живых мертвецов». Помните, был такой фильм ужасов? Сейчас нам предлагают новую реформу. Но где гарантия, что будет хорошо? Вы говорите про заботу о людях. Но практика показывает, что о них не очень заботятся. И наши пассажиры продолжают ездить в грязном и вонючем транспорте. Мы все хотим, чтобы всё было для людей. Но по факту получается, что для людей нет ничего! – констатировала Елена Кузнецова.
Валерий Байло в качестве одной из главных проблем назвал дефицит квалифицированных кадров, заинтересованных в развитии отрасли:
— Складывается впечатление, что в исполнительную власть к нам заходят проект-менеджеры. То есть люди, которые выполняют конкретную поставленную задачу, а потом уходят, оставляя ярославцев с тем, что есть. Пять лет директором «Яргорэлектротранса» был менеджер юридического отдела. Потом к руководству пришли предприниматели из Подмосковья. Ещё тогда я говорил, что в сфере городского пассажирского транспорта есть три главные проблемы: бездарная кадровая политика, бездарная финансовая политика и бездарная маршрутная сеть. И до сегодняшнего момента ничего не исправили. Получится ли это сделать сейчас – я не знаю. Но мне страшно за предприятия и жителей, которые в результате этой транспортной реформы опять могут получить «кота в мешке»!
А Эльхан Мардалиев призвал взять паузу, чтобы спокойно просчитать все последствия и оценить риски реформы:
— Мы не видим не понятных целей, не конкретных источников финансирования. Не хотелось бы, чтобы очередная транспортная реформа стоимостью в сотни миллионов рублей вновь обернулась для ярославцев транспортным шоком. Считаю, что три-четыре дня на изучение столь важного законопроекта абсолютно недостаточно. Инициатива не проработана. Нельзя, чтобы она превратилась в очередной социальный эксперимент над жителями. Есть предложение принять проект закона в первом чтении. Тогда у нас будет время получить ответы на все возникшие вопросы, и вернуться к рассмотрению документа осенью.
К сожалению, разумные аргументы депутатов фракции КПРФ в очередной раз не были услышаны представителями «Единой России», поддержавшими инициативу врио губернатора Михаила Евраева и принявшими закон сразу в двух чтениях. Более того: чтобы угодить правительству, «единороссы» вовсю критиковали реформу мэрии. Хотя ещё год назад наперебой расхваливали это начинание. Расплачиваться за приспособленческую позицию «партии власти» пришлось простым ярославцам. И сегодняшние события очень напоминают прошлогодний сценарий.
Финансовые приоритеты властей
Немало вопросов оппозиции также вызвали очередные изменения в бюджет. Они были обусловлены необходимостью корректировки доходной и расходной частей казны, в том числе с учетом решений федеральных органов власти. Доходы казны на текущий год увеличились почти на 597 миллионов, достигнув планки 100,8 миллиардов рублей. Притом, дополнительные безвозмездные поступления из федерации составили 232,4 миллиона, а собственные налоговые и неналоговые поступления выросли на 364,4 миллиона. Казалось бы, суммы серьёзные. И их можно было бы потратить на решение по-настоящему значимых вопросов. Прежде всего, в сфере социальной поддержки населения. Однако региональные власти решили по-другому.
Скажем, 25 миллионов рублей было предложено отдать на восстановление дома-музея Валентины Терешковой. Деревянная изба, которая является частью музея «Космос» в селе Никульское Тутаевского района, пострадала в результате пожара 22 июня. Было возбуждено уголовное дело, в качестве возможной причины возгорания усмотрели поджог. Конечно, восстановить объект, связанный с именем первой женщины-космонавта, нужно. Но почему работы оценили так дорого? Вряд ли восстановление дома общей площадью 48 квадратных метров стоит 25 миллионов. Тем более, что здание является лишь копией настоящей избы, в которой прошли детские годы Терешковой. Оригинальное строение не сохранилось.
— В СМИ прошло много информации по этому вопросу. На восстановление дома-музея выделяется 25 миллионов. Но это очень большая сумма! Там необходимо восстановить избу. Но неужели она стоит таких денег? – поинтересовалась Елена Кузнецова.
Директор департамента финансов Алексей Долгов отметил, что времени для принятия решения было недостаточно, поэтому составлены предварительные сметные расчёты. Помимо восстановления музея, предусмотрены работы по обеспечению его безопасности – установка забора и сигнализации, организация видеонаблюдения. Впрочем, главный финансист допустил, что расходы всё-таки будут меньше. К тому же, если версия о поджоге подтвердится и виновные будут найдены, затраты можно будет возместить уже за их счёт. В свою очередь, Эльхан Мардалиев поинтересовался ещё одной крупной статьёй затрат:
— Более 100 миллионов рублей выделяется на предоставление субсидии некоммерческим организациям в сфере спорта. Куда будут расписаны эти средства? Мы опять будем поддерживать так называемый элитный спорт?
Оказалось, что деньги действительно предназначены для профессиональных клубов. В частности, только для «Шинника» предусмотрено 60 миллионов. Средства необходимы для его участия в новом сезоне. А предприятия-спонсоры испытывают определённые экономические проблемы. И пока не могут взять на себя данные расходы. Алексей Долгов заверил, что работа с ними будет продолжена. И допустил, что сумма также может уменьшиться. Но сегодня она достаточно велика.
В связи с чем, возникает резонный вопрос: не лучше ли потрать эти десятки миллионов на поддержку всех жителей области? К примеру, компенсировать их расходы на оплату коммунальных услуг, как совсем недавно предлагали депутаты фракции КПРФ. Однако эту инициативу сначала не поддержали в профильном комитете, а потом силами «партии власти» окончательно отклонили на Думе. Притом, главным аргументом против предложения коммунистов стал якобы имеющийся недостаток финансовых средств. Как показала практика, деньги в бюджете имелись. Просто у чиновников и поддерживающих их «единороссов» оказались другие финансовые приоритеты, отличные от интересов народа.
В школу и садик – по ямам и колдобинам
Не обошлось заседание Думы и без темы «второй российской беды». Конкретно – о ремонте подъездных путей к социальным учреждениям: детским садам, школам, больницам, поликлиникам, домам культуры, библиотекам и другим. Напомним, что в нынешнем сезоне его делают по отдельной программе. Ещё в середине июня заместитель председателя фракции КПРФ в Ярославской областной Думе Эльхан Мардалиев поинтересовался у представителей правительства и мэрии Ярославля ходом выполнения работ. Согласно полученным сведениям, ситуация близка к критической.
К 25 июня 40% всех объектов даже не прошли экспертизу. Из-за увеличения стоимости строительных материалов часть смет пришлось пересматривать. Сейчас официальные лица вовсю прикрываются этим обстоятельством, оправдывая повсеместные задержки работ. Между тем, депутаты-коммунисты предлагали выделить средства на ремонт проездов к объектам социальной сферы ещё в конце 2020 года. Но данная инициатива была заблокирована «Единой Россией». Если бы поправка прошла, работы уже были бы выполнены. А сейчас мы видим такую же картину, которая сложилась в прошлом году с ремонтом ярославских дворов.
— Хотелось бы завершить весеннюю сессию на оптимистичной ноте. Но возьму на себя смелость поднять проблему, которая требует особого внимания. Речь о ремонте подъездных путей к социальным объектам на территории Ярославской области. В нынешнем году на эти цели удалось выделить 600 миллионов рублей. Сейчас уже закончился июнь. Но работы завершены менее, чем на 10%: из 192 объектов – лишь на 14. Ещё по 56 объектам только подписаны контракты. При этом, ни в Ярославле, ни в Рыбинске не заключено ни одного договора. Получается, что ремонт проездов, за финансирование которого мы бились в течение двух лет, опять уходит в зиму. С риском того, что в следующем сезоне эти дороги развалятся. Мы не имеем на это право! Необходимо срочно активизировать работу! – призвал Эльхан Мардалиев.
Хотелось бы, чтобы эти слова были услышаны, а местные власти и правительство области, наконец, сделали соответствующие выводы!
Иван ДЕНИСОВ.
Последние новости
Ярославская область: заседание Думы и новые инициативы
Депутаты обсудили бюджет на 2025 год и ряд законодательных изменений.
Новые меры по борьбе с загрязнением воздуха в крупных городах
Государственные инициативы направлены на улучшение качества воздуха и здоровья граждан.
Ошибки в установке новых остановок в Ярославле: как вандализм влияет на город
В Ярославле исправили ошибку в названии остановки, но проблемы с вандализмом продолжаются.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией