Кувалдизировал — агонизируй: как разваливается «Справедливая Россия»
«Справедливая Россия» продолжает терять кадры в регионах.
И куда уходят партийные активисты.
«Справедливая Россия» продолжает терять кадры в регионах. О своей отставке с поста руководителя регионального отделения в Астраханской области заявил депутат тамошнего заксобрания, в недавнем прошлом депутат Госдумы Олег Шеин. Ранее в «Справедливой России» произошла смена главы петербургского отделения, а также выход всех депутатов заксобрания в Санкт-Петербурге из партии.
По информации ЯРНОВОСТЕЙ, эти отставки не будут последними.
Собеседник в самой «Справедливой России» из числа недовольных кадровой и идеологической политикой Сергея Миронова подтверждает, что несколько руководителей крупных региональных отделений ведут переговоры с другими партиями о возможном переходе. Одна группа недовольна так называемой «кувалдизацией партии», то есть публичным сближением Сергея Миронова с ЧВК «Вагнер» и излишне радикальной позицией по спецоперации. Другая группа считает, что вместе со старыми соратниками и радикализацией партия теряет рейтинг, и не видит политического будущего.
Помимо депутатов региональных отделений, по сведениям ЯРНОВОСТЕЙ, ведут переговоры и некоторые сильные эсеры-одномандатники в Госдуме.
Никакого единого движения недовольных нет, уточняет один из собеседников издания: каждый сейчас ведет свою игру — исходя из собственных политических взглядов и видения перспектив. Насколько известно ЯРНОВОСТЯМ, разные представители «Справедливой России» ведут переговоры и с «Новыми людьми», и с ЛДПР, и с КПРФ, но не с «Единой Россией» или «Яблоком».
Напомним, накануне Олег Шеин в своем Telegram-канале разместил следующее сообщение:
«Еще в прошлом году я поставил вопрос перед Сергеем Михайловичем Мироновым о своей пересменке на должности руководителя регионального отделения партии. Я был одним из тех, кто участвовал в создании партии и разработке ее программы, и я рад, что в стране возникла сильная левая социалистическая организация, в руководство которой мои товарищи меня избрали еще на самом старте.
Однако некоторое время назад возникли события, последствия которых будут влиять на жизнь даже не годами, а десятилетиями. Я человек с советскими взглядами, и ценность мира, недопустимость дороги военных конфликтов, важность интернационализма и международной солидарности работающего класса, необходимость политических свобод для эффективной защиты социальных прав в моем понимании вообще не подлежит обсуждению. Я всегда придерживался этих взглядов и делал это открыто. Я знаю, что очень много и астраханцев, и граждан России разделяют эти ценности, вижу, что число этих людей возрастает, и уверен, что осознание их фундаментальной важности через какое-то время станет основой для общества. Вместе с тем само упоминание этих основополагающих ценностей является непростым и требующим учета для политических руководителей внешних обстоятельств, ограничивающим выражение принципиальной позиции и, соответственно, фактического отказа от такой позиции.
Скажу еще одну важную вещь. Четыре года назад на съезде партии я предлагал выставлять самостоятельного кандидата на президентских выборах, не говоря уже о том, что в целом являюсь сторонником парламентской республики. С той поры прошла антипенсионная реформа и другие еще более впечатляющие события, укрепившие меня в моем мнении. Как известно, позиция партии отличается, и реализовывать ее в качестве местного руководителя мне представляется невозможным.
Я всегда исходил из того, что взгляды определяют политические решения, а не наоборот. С удовлетворением хочу отметить, что после серии встреч мы нашли с Сергеем Михайловичем полное взаимопонимание, что позволяет мне сосредоточиться на обычной работе в пользу избирателей, профсоюзной и научной деятельности.
Превосходно зная весь астраханский актив, Сергей Михайлович счел оптимальным рекомендовать Президиуму партии рассмотреть в качестве нового руководителя депутата Думы г. Астрахани, моего друга и товарища Марию Лиджиеву. Мария Викторовна работает в команде с далекого 2006 года, прошла очень большой путь политического бойца и социального активиста. Именно ей астраханцы обязаны четырехкратным снижением налога на имущество. Именно она отдала десять лет своей жизни борьбе за Селенские сады с тем, чтобы вместо криминального самостроя там возникла парковая зона, и все принципиальные решения приняты. Это достойный и честный человек, и я окажу ей максимальное содействие.
Равным образом я готов оказывать интеллектуальное содействие федеральным коллегам в вопросах социальной политики, пенсионного обеспечения, трудовых прав, ЖКХ, защиты исторического наследия, экологии и других понимаемых мной профессионально задачах в той степени, которая будет необходима».
Очевидно, что, несмотря на мягкий тон поста, речь идет о фактическом разрыве отношений с партией, просто без большого скандала.
В начале апреля в Санкт-Петербурге события в «Справедливой России» происходили более драматично.
Так, законодательное собрание Северной столицы в одночасье фактически лишилось всей фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП). Все ее представители заявили о разрыве связи с партией, а их лидер Марина Шишкина также покинула пост зампреда городского парламента, пояснив, что повестка СРЗП изменилась в сторону, «не соответствующую нашему пониманию идей справедливости».
Ранее Шишкина заявляла, что не может поддержать сближение председателя СРЗП Сергея Миронова с ЧВК «Вагнер». Сергей Миронов предложил отрекшимся от его партии сдать депутатские мандаты, но не был услышан. Ранее, в начале февраля, Марина Шишкина объявила об уходе с поста руководителя региональной ячейки СРЗП. В середине марта члены местного отделения избрали новым лидером Надежду Тихонову — бывшего депутата заксобрания и племянницу Сергея Миронова.
Эксперты отмечают, что партия находится в серьезном кризисе, и ее перспективы действительно неочевидны. Радикализация не дала ей новых голосов и лишь прибавила токсичности, лоялисты все равно выбирают «Единую Россию». В соцсетях же иронично вспоминают, как десять лет назад Сергей Миронов ходил по Госдуме с белой лентой, поддерживая протесты на Болотной площади, и задаются вопросом, есть ли у него хоть какие-то политические взгляды, кроме желания ловить хайп на повестке, которую он считает ведущей на каждый конкретный момент.
Политолог Александр Кынев отмечает, что для «Справедливой России» ситуация радикально поменялась в 2021 году, когда в Госдуму прошла партия «Новые люди».
— До этого момента у СР была уникальная роль, так как другие партии для избирателя были куда более токсичны. ЛДПР всегда была своеобразной партией, антирейтинг покойного Владимира Жириновского всегда был высок, и многие избиратели никогда бы не стали голосовать за ЛДПР по причине негативного отношения к нему лично. То же самое касается КПРФ: невзирая за общий рост голосования за них оппозиционно настроенных избирателей, многих отпугивал сам бренд, что часто использовалось властью для кампаний, мешающих объединяться вокруг КПРФ недовольным в целом. «Справедливая Россия» в этой ситуации была выбором тех, кто недоволен властью, но не считает себя коммунистов и не любит Жириновского. Это была партия «за все хорошее и против всего плохого». Но с появлением «Новых людей» ситуация изменилась, так как у избирателя появился новый вариант безопасного выбора, когда четких предпочтений нет.
Вторая проблема заключается в кадровой политике самой СР: они резко сдвинулись в пользу токсичных персонажей. Раньше партия делала акцент на участии региональных бизнесменов, у которых часто нет ярких политических взглядов, и они удобны избирателю как альтернатива. Сейчас же Миронов сперва сделал переизбыток реверансов в пользу таких токсичных людей, как ультарнационалисты Захара Прилепина, а потом — в адрес создателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Это специфические люди, который создают партии имидж, радикально меняющий все ее прежние позиции и окрашивающий партию в идеологические тона, которые для многих неприемлемы. Получается, что, с одной стороны, у избирателя появляется вариант, за кого голосовать, кроме «Справедливой России», с другой стороны, растет токсичность образа партии.
Тяжесть последствий для СР будет зависеть от двух вещей. Первое: насколько сильно они будут готовы продолжать серьезно вовлекать в партию националистов и пригожинцев; чем их будет больше, тем выше будет антирейтинг. Второе будет зависеть от поведения на политической арене коммунистов и «Новых людей», которые являются очевидными бенефициарами оттока кадров из СР. Если они будут готовы демонстрировать мудрую коалиционную политику и взаимодействовать с выходцами из эсеров, это может облегчить уход кандидатов и избирателей от СР в регионах, — говорит Кынев.
Политолог Константин Калачев обращает внимание, что результаты «Справедливой России» складывались из успехов ее региональных отделений. Сыграло свою роль и удачное название.
— Когда-то партия подавала большие надежды. Франчайзинг был основой ее истории успеха. Потом началась текучка кадров, Левичева, на котором там многое держалось, отправили в ЦИК, потом из партии ушел самый сильный из работающих с ней политтехнологов — Олег Пахолков. Почему я это вспоминаю? Потому что СР всегда жила в ситуации текучки кадров. То был Олег Михеев, то не стало Олега Михеева. То был Александр Агеев, то не стало Александра Агеева. Имя им легион. Поэтому, оглядываясь на прошлое, я бы хоронить эту партию не спешил. Другое дело, что она может растерять буквально все. Может, тогда этот удачный бренд попадет в новые руки. В критический момент перед следующими выборами Госдумы партию можно перезагрузить. Запрос на справедливость к тому времени только возрастет. Ну а пока организация будет жить в состоянии полураспада. Потеря Гартунга и Грешневикова будет сильным ударом, как и уход Шеина. Но фракция в Госдуме у эсеров есть по-любому. До 2025 года Сергею Миронову как лидеру партии можно особо не нервничать, — считает Калачев.
Политтехнолог Илья Паймушкин считает, что проект «Справедливая Россия» начал пике.
— Вместо современной социал-демократической партии, лицами которой, хочу заметить, были именно представители регионов, а не Сергей Миронов, она стала напоминать структуру, в которой регулярно фонтанируют инициативы, идеи, которые порой противоречат друг другу. Складывается впечатление, что партия или не понимает, кто ее избиратель, или находится в поисках идеологического ребрендинга, теряя при этом знаковых и электорально важных фигур, — полагает Паймушкин.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Последние новости
Официальный визит Ярославской области в Беларусь завершился рабочим заседанием
Делегация обсудила вопросы сотрудничества между регионами.
Подготовка к отопительному сезону в Красных Ткачах
Обсуждение мер по обеспечению надежного теплоснабжения.
Прокурор проводит личный прием граждан в Ярославле
Обсуждены важные вопросы жилищно-коммунальных услуг и благоустройства города.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку