LOVErov and respect: что привез глава МИД России в Латинскую Америку

В пятницу закончилось большое турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова по странам Латинской Америки.

В нелатинской встревожились.

В пятницу закончилось большое турне министра иностранных дел России Сергея Лаврова по странам Латинской Америки. В Бразилии, Венесуэле, Никарагуа и на Кубе состоялись встречи с президентами стран и коллегами Лаврова, и эти визиты подробнейшим образом освещала зарубежная пресса. Освещала довольно встревоженно: это только Нэнси Пелоси может нести демократию к тайваньским берегам, а русскому министру-то чего делать на нашем, южноамериканском, материке? При этом Лаврова называют харизматичным и профессиональным дипломатом, считывающим «повестку» и собирающим симпатии левых (в старом понимании слова, то есть социалистической направленности) лидеров Латинской Америки.

Кажется, не все внимательно ознакомились с нашей новой внешнеполитической доктриной, где довольно ясно сказано, что отныне отношение к дружественным и нейтральным странам будет иное, чем к странам недружественным: «Своим все, остальным по закону». Соответственно, возникла необходимость яснее зафиксировать, какие страны дружественные, а какие — не очень.

Вот, собственно, Лавров и ездит: дважды с начала года наносил визиты в Африке (в Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве, Эфиопию и ЮАР) и вот теперь в Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и на Кубу. Везде довольно успешно продвигает российское видение мирового конфликта, в очередной раз сформулированное в статье для бразильской газеты «Фолья де Сан-Паулу» и мексиканского журнала «Бузос»: «Основная причина заключается в упорном стремлении так называемого исторического Запада во главе с США сохранить глобальное доминирование, помешать развитию и укреплению новых мировых центров. А в конечном итоге — навязать международному сообществу неоколониальное однополярное мироустройство в надежде, как метко отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, “собирать с человечества настоящую дань…, извлекать ренту гегемона”».

Такая риторика находит живой отклик во многих странах: и переживших период западной (европейской) колонизации, и переживающих период китайского неоколониализма, и не имеющих явного колониального прошлого. Они отлично понимают, что колониализм не окончился с объявлением независимости: государства и поныне платят дань и несвободны в самых важных внутренних вопросах (поскольку финансовый, политический да и информационный контроль сконцентрирован в руках западных государств и корпораций). Одиночные попытки сбросить колониальное ярмо, уйти от доллара, использовать свои ресурсы на собственное благо пока заканчивались плачевно (как мы знаем по опыту Ливии, Ирана, Венесуэлы) — все же эти страны пока не настолько прогрессивны, чтобы тягаться на мировой арене с США и их партнерами, но необходимость в реальной независимости растет.

У России хорошее советское наследие, многолетние вложения в дружбу народов и помощь разным технологически отсталым странам — все это так раздражало и Америку с союзниками, и советскую интеллигенцию, но неожиданно оказалось разумным стратегическим (и гуманным!) шагом. Советский Союз и — в дальнейшем — Россия, вопреки звонким обвинениям в имперскости и т.п., никогда не грабили дальние страны, наоборот, обучали, делились технологиями, строили инфраструктуру. Это все еще помнят и в Африке, и в Латинской Америке. Помнят также и то, как все это забросили в одночасье, но что уж теперь об этом говорить… Вот на пресс-конференции в Бразилии Лавров пообещал: «Набирающий силу процесс формирования справедливого многополярного мироустройства обязательно завершится результатами, позитивными для подавляющего большинства человечества…. Началась историческая эпоха, предшествующая формированию полицентричного миропорядка». Звучит обнадеживающе и убедительно, но что это означает на практическом уровне?

Будет ли Россия по примеру США строить свои военные базы у границ стратегического противника, симметрично отвечая на расширение НАТО на Восток? База на Кубе давно и довольно позорно заброшена.

Есть слухи, что собираются построить что-то в Никарагуа, но вряд ли это настоящие планы: содержать такие удаленные базы дорого, а наша военная доктрина построена на ракетах дальнего радиуса действия, которые не обязательно тащить на другой конец света. Но главное: создание полноценных военных баз будет означать втягивание государств Латинской Америки в конфликт с США. А это противоречит всему международному подходу России. «Для нас Латинская Америка и Карибский бассейн — самоценное направление внешней политики. Мы не хотим, чтобы ваш регион превратился в арену противоборства держав. Наше сотрудничество с латиноамериканцами строится на деидеологизированных, прагматичных подходах, не направлено против кого бы то ни было. В отличие от бывших колониальных метрополий, мы не делим партнеров на своих и чужих, не ставим их перед искусственным выбором — с нами или против нас», — говорит Лавров.

Даже торговля с Латинской Америкой не является важным вопросом для России. Объемы хоть и увеличились за прошедший год, но они объективно невелики.

Так что же, собственно, предлагает Россия, и в чем выражается наша дружба?

А просто во взаимном уважении, безотносительно размеров ВВП или ВПК разных стран. Это именно то, что ни за что не хочет дать Запад ни Латинской Америке, ни Африке, ни России, никому вообще: мол, или вы подчиняетесь и признаете нашу идеологию, наш образ жизни и прихоти нашего истеблишмента как единственную парадигму добра и прогресса, или мы перекроем вашу торговлю, задушим вашу индустрию, принудим ваше сельское хозяйство соблюдать наши нормативы, а в худшем случае и воевать заставим.

Никаких собственных региональных интересов, культурных предпочтений, религиозных обычаев быть не может. Как не может быть никакой политической воли и самостоятельных решений: когда после недавнего визита в Китай президент Бразилии Лула да Сильва призвал к уходу от расчетов в долларах при международной торговле, представитель Госдепа США Джон Кирби дословно сказал, что Сильва «как попугай, повторяет российскую и китайскую пропаганду».

При таком отношении — а это скорее правило, чем исключение — нельзя бесконечно «натягивать вожжи», особенно учитывая тот факт, что в последние годы США изрядно сократили свои вложения в развитие стран латиноамериканского региона, предпочитая финансировать конфликт на далекой от них Украине. Как только появится первый положительный пример успешного противостояния американской гегемонии, подтянутся и другие страны: Мексика, Колумбия, Боливия, Чили, Аргентина, Бразилия, Куба, Никарагуа и Венесуэла формируют политический блок — не то что опираясь, но надеясь на широкую международную поддержку, которую могут обеспечить страны БРИКС, куда уже подают заявки Аргентина, Индонезия, Иран и даже Турция.

Одновременные шаги в сторону политики национальной независимости, которые мы наблюдаем на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке, заключение мирных и торговых союзов между недавними противниками, укрепление давних дружеских связей и партнерств не против Запада, а независимо от него — это во многом успех российской международной политики. Если получится у нас, то получится у всех.

Игорь Виттель

Специально для ЯРНОВОСТЕЙ

Фото: пресс-служба МИД РФ

Последние новости

Официальный визит Ярославской области в Беларусь завершился рабочим заседанием

Делегация обсудила вопросы сотрудничества между регионами.

Подготовка к отопительному сезону в Красных Ткачах

Обсуждение мер по обеспечению надежного теплоснабжения.

Прокурор проводит личный прием граждан в Ярославле

Обсуждены важные вопросы жилищно-коммунальных услуг и благоустройства города.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Губкине, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *