Старт на фоне СВО: послание Путина Федеральному Собранию станет началом его предвыборной кампании
В преддверии послания президента Владимира Путина, которое состоится, как ожидается, 21 февраля 2023 года (в 2022 году послания не было), появляется немало слухов и утечек.
Но ничего нового, видимо, не прозвучит.
В преддверии послания президента Владимира Путина, которое состоится, как ожидается, 21 февраля 2023 года (в 2022 году послания не было), появляется немало слухов и утечек.
В обычные годы эти утечки носили полуконтролируемый характер, чтобы стимулировать медийную активность вокруг этого мероприятия, хотя обычно в нем звучали стандартные темы мер социальной поддержки, развития экономики и так далее. С 24 февраля 2022 года ситуация в стране сильно изменилась, а особенно — после объявления в сентябре частичной мобилизации. Общий уровень тревожности отражается и в соцсетях: радикальные патриоты требуют применения ядерного оружия и всеобщей мобилизации, удивительным образом выступая в унисон с повесткой украинских фейк-аккаунтов; так что ожидания от послания можно выразить одной фразой: «Лишь бы не ядерная война».
— Успокойтесь. Хватит самим себя накручивать и позволять другим себя накручивать. Ничего страшного в послании не будет, — сказал один из собеседников, близких к Администрации Президента, корреспонденту ЯРНОВОСТЕЙ.
— Послание будет носить скорее успокоительный характер, не стоит ожидать радикальных высказываний, — вторит другой источник.
Эксперты, опрошенные ЯРНОВОСТЯМИ, ожидают, что, безусловно, доминирующей в послании будет тема СВО, однако обращают внимание на то, что есть и еще один фактор, начинающий влиять на политические события: грядущие выборы президента в 2024 году, в которых, как ожидается, Владимир Путин намерен принять участие как основной кандидат.
Политконсультант Мария Сергеева предполагает: если послание фактически предвыборное, то верная примета — ждать всевозможных обещаний.
— Прогнозирую много социальных мер по целевым аудиториям. Также меры по поддержке российской экономики. С абзацем, что — вопреки злопыхателям! — не просто ничего у нас не рухнуло, но кое-где и подросло.
Обязательно будет про поддержку и восстановление новых территорий. Про новые меры поддержки военнослужащих и мобилизованных, а также членов их семей. Про успехи оборонно-промышленного комплекса и новую поддержку ОПК заказами — безусловно. Возможно, что-то про удержание в стране высококвалифицированных специалистов (тех же айтишников) и про малый бизнес.
Идеологическую часть тоже можно предсказать. Продолжение той линии, которую слышали от президента весь этот год: традиционные ценности, недоверие к постоянному обману западных партнеров, нерасширение НАТО, нацистская сущность украинского режима.
Почему-то, несмотря на наше историческое время, ничего сенсационного не жду. Скорее логика момента требует чего-то рутинно-успокоительного в послании. Но Путин — политик, который любит ломать шаблоны, — рассуждает Сергеева.
Политолог Михаил Захаров считает, что обычная структура документа в самом общем виде вряд ли претерпит изменения: экономика (с упором, видимо, на преодоление последствий санкций в этом году), социальная сфера и меры поддержки для населения, внутриполитический блок (с упором на патриотизм и гордость за страну, общественный консенсус и т.д.), внешнеполитический блок.
— Понятно, что внешней политике должно быть уделено большое внимание. Вероятно, что даже в плане объема и ставки на него. В целом стоило бы ожидать от послания примерно тех же интонаций, что были в предновогоднем обращении президента — с поправкой, разумеется, на конкретику и то, что послание все-таки обращено в будущее, — размышляет Захаров.
Экс-глава управления внутренней политики Администрации Президента Константин Костин в комментарии газете «Известия» уже предсказал, что это послание, судя по всему, будет отражать взгляды президента на новую систему мироустройства. Она стала формироваться одновременно с началом специальной военной операции. Поэтому лейтмотивами послания-2023 будут СВО, Украина, бывшие друзья, будущие партнеры и видение того, как будет жить мир после.
— Вторая тема, которую президент, скорее всего, сделает сквозной, — это вопросы суверенизации: Россия больше никогда не позволит себе зависеть от тех, кто может в любой момент предать, обмануть, отнять, напасть своими или чужими руками.
Возможно, речь пойдет в целом о проблемах технологической, финансовой, ментально-нравственной самостоятельности, а возможно, и в пакете с конкретными шагами в приоритетных отраслях. Отдельной строкой, скорее всего, будут затронуты вопросы Вооруженных сил и военного строительства.
И последним, важнейшим блоком послания, на мой взгляд, будет попытка найти ответы на вопрос, который волнует всех без исключения наших сограждан, — какой нас ждет образ будущего, как будем жить. Все это делает послание 23-го года, на мой взгляд, уникальным. И адресовано оно будет и политическому классу, и широкой общественности, и каждому гражданину, и мировым элитам. Это послание станет, пожалуй, отправной точкой построения новой России, которая может и должна опираться только на свои силы и на свой народ, — оптимистично считает Костин.
Оптимизма от послания ждет и политолог Константин Калачев. Он отмечает, что, хотя у послания традиционно две аудитории — внутренняя и внешняя, для внутренней аудитории нужен сеанс психотерапии, значит, людей будут успокаивать.
— Мы выстояли, все по плану, вина за все происходящее на «западных партнерах», за нами историческая справедливость, надо немного потерпеть, государство вас не бросит, план Путина — победа России. Вот примерно так, если вкратце.
Путин избегал резких заявлений даже во времена много спокойнее нынешних. В нынешних условиях повышенной тревожности и неопределенности надо успокоить и элиты, начавшие привыкать к новой реальности, и население, которое адаптируется ко всему, но хочет верить, что хуже не будет.
Месседж для внешней аудитории тоже очевиден. Путину важно, чтобы западные элиты были уверены в полной консолидации российского общества, одобрения им СВО, готовности к новым жертвам. Значит, будут ссылки на запрос народа России, заверения, что мы с выбранного пути не свернем. Что между строк означает — дайте нам победить, вам же легче станет. Ну а критики Запада со всего мира услышат про роль суверенитета, свободное развитие народов, многополярный мир, новую систему безопасности.
Тут двух зайцев одним выстрелом. Для внутренней аудитории важно, что Россия не в изоляции, не одинока, что кто-то признает правоту ее руководства.
Я не жду ничего нового. Повторение — мать учения. Путин любит повторять одно и то же, в этом он последователен. Поэтому ждем компиляцию сказанного за год. Успокоить одних, показать свою непоколебимость другим. Все по плану, все путем, — такие тезисы послания предполагает Калачев.
Автор Telegram-канала «Постправда» отмечает, что послание главы государства Федеральному Собранию в текущей общественно-политической обстановке вызывает у наблюдателей самую разную палитру чувств, в которой есть место и тревоге, и надежде.
— Это происходит прежде всего в силу того, что заметна и определенная «возгонка ожиданий», когда из-за анонсированного на следующий день митинга-концерта многие задумались о том, что произнесенное Владимиром Путиным потребует от него какого-то дополнительного «послесловия» и публичного, народного одобрения за пределами того одобрения, которое он получит от своей аппаратно-управленческой вертикали.
Этим тревожным ожиданиям, а для кого-то, наоборот, надеждам способствует и сама последовательность дат: 21 февраля текущего года — непосредственно послание президента; 22 февраля — митинг-концерт с участием главы государства; 23 февраля — национальный праздник День защитника Отечества; 24 февраля — полный календарный год с начала специальной военной операции России на Украине.
При этом примечательно, что «возгонка ожиданий» свойственна исключительно так называемым «турбо-патриотам», которые хотят увидеть по итогам послания президента серию радикальных кадровых перестановок в военно-политическом блоке страны, в сфере государственной пропаганды и работы с молодежью, и открыто критикуют отдельных представителей этого блока, представителей президентской администрации и иных ответственных лиц.
Именно они с нескрываемой надеждой ожидают замены пресловутой «новой нормальности» на нечто большее и пытаются подтолкнуть главу государства к более радикальным шагам, однако вряд ли по итогам послания они окажутся удовлетворены, и, вероятнее всего, президент львиную долю времени, отведенного для послания, посвятит экономическим вопросам, и вот здесь действительно могут быть озвучены некие неожиданные решения, — прогнозирует «Постправда».
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что президентское послание в этом году может быть полностью сосредоточено на федеральной повестке.
— Регионы свои предложения к содержанию послания особенно не давали, а может быть, их и не запрашивали. Между тем ранее, при подготовке посланий прошлых лет, это традиционно делалось хотя бы формально. Конечно, возможно, что предложения от регионов запросят в последнюю очередь, но на содержательную основу послания они вряд ли повлияют.
Очевидно, что доминирующими темами в послании станут три: СВО, экономика и социалка. Все эти направления завязаны на федеральные источники финансирования и центры принятия решений. Регионам предстоит выполнять новые указания центра, что в предвыборный год для многих будет непростым испытанием. Рейтинги власти могут начать серьезно колебаться в ходе кампании, которая во многом должна опираться на тему единства народа и власти. Есть предположение, что старт кампании как раз и положит послание Путина.
Тема регионов может прозвучать в ключе позитивной оценки динамики на фоне санкций. Хорошо показали себя регионы, обладавшие экономической базой и пошедшие по пути диверсификации региональной экономики. Например, просела Калужская область, но аграрная Тамбовская область неожиданно перебросила на себя дополнительные программы по импортозамещению. Эффективно диверсифицировать региональную экономику пытаются и в Свердловской области. В Мурманской области просматриваются определенные стратегии в части создания логистического кластера. Выигрывают те регионы, где главы начали реализовывать собственные стратегии. Так называемые губернаторы 3.0 — уже не технократы, а мини-политики. А есть те, кто вообще ничего не делает и ждет, — отмечает Гращенков. — Однако элиты хотят услышать нечто, что обозначит основные тренды во власти в этом году. Сейчас все ждут, что послание может скорректировать цели и задачи развития страны на будущее. Какой приоритет будет озвучен в экономике, промышленности, социальная поддержка или импортозамещение и так далее. Многие ждут, какая риторика будет у президента: жесткая или, наоборот, подразумевающая возможность мирного урегулирования.
Политолог Александр Кынев реалистичен: «Думаю, никто ничего хорошего не ждет. Общее ожидание — лишь бы хуже не было».
Он напоминает, что публичные выступления президента последнего года были абсолютно однотипны: рассказ о правильности принятых решений, сложном времени и суровом мире вокруг.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Последние новости
Официальный визит Ярославской области в Беларусь завершился рабочим заседанием
Делегация обсудила вопросы сотрудничества между регионами.
Подготовка к отопительному сезону в Красных Ткачах
Обсуждение мер по обеспечению надежного теплоснабжения.
Прокурор проводит личный прием граждан в Ярославле
Обсуждены важные вопросы жилищно-коммунальных услуг и благоустройства города.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований