02.12.2021

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА XXX МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ

В Ярославской епархии прошел региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

В Ярославской епархии прошел региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». По итогам работы регионального этапа была принята резолюция.

«В связи с продолжающейся пандемией COVID-19 пленарное заседание и работа большинства тематических секций была организована в on-line формате. Участники чтений обсудили как блок тем, связанных с заданной повесткой, так и вопросы, касающиеся специфики работы своих отделов.

Также, по традиции, в рамках епархиального этапа Международных Рождественских образовательных чтений состоялась церемония награждения победителей I (регионального) этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» по Ярославской митрополии.

Тема, заявленная в рамках проведения Чтений, представляется участникам чрезвычайно значимой и актуальной, так как без всякого историософского пафоса нужно отметить, что современная Российская Федерация до сих пор во многом определена в своем развитии той парадигмой, которую, подобно архитектурному плану, не только предложил, но и начал воплощать в жизнь царь Петр Алексеевич Романов, будущий первый Император Всероссийский.

Хотя отечественная историография привычно связывает термин «секуляризация» с процессом отчуждения церковных земель в пользу государства, произошедшим во второй половине XVIII века, однако социология говорит о принципиально более значимом процессе – снижении роли религии в жизни общества, что вполне однозначно просматривается как в ряде эпизодов жизни самого Императора, так и последующей истории Российской Империи.

При этом нельзя не признать, что сам феномен секуляризации зарождается именно в христианском обществе, и зиждется на провозглашаемой Новым Заветом свободе человеческой совести – свято соблюдаемой Богом возможности всякому человеку избрать благо или зло, построить жизнь в соответствии с заповедями Божиими или в отрыве от них. Традиционные религии, в том числе ветхозаветная, мыслят человека только внутри его национально-религиозного контекста, как часть народа, на основании этой характеристики с необходимостью реализующего и собственную религиозную принадлежность. Если мы говорим о том, что по слову апостола Павла во Христе нашел свое исполнение закон Моисеев (Рим.10:4), то не можем не признать новозаветное учение о личности безусловно превосходящим свои ветхозаветные предпосылки, а отсюда мы должны обозначить секулярность как одну из естественных форм реализации человеком и обществом собственных свобод.

Однако, история XX века показала, что автономное развитие гуманистических ценностей лишь в их секулярном поле вне какой-либо корреляции с родившим их христианством оборачивается для человечества катастрофой, что ясно видно на примерах двух молохов – коммунистического и нацистского.

Взаимодействие религиозного и секулярного как тезиса и антитезиса с необходимостью привело к формированию совершенно нового феномена, характерного именно для европейской христианской цивилизации, а значит – в полной мере и для современной России. Имя ему – постсекуляризм, и участники Чтений солидарны во мнении, что именно через данную призму мы можем и должны рассмотреть и уврачевать последствия секулярной агрессии, оказавшие негативное влияние на исторический путь нашего государства. По верному замечанию Юргена Хабермаса, феномен постсекулярного может существовать лишь в обществах, прошедших ранее этап секулярного развития, но из этого этапа уже вышедших. Пример религиозного возрождения в Российской Федерации при сохраняющемся высоком уровне светскости общества указывает на факт осуществления постсекулярного синтеза в современном российском социуме.

Участники Чтений едины во мнении, что постсекулярный синтез, стихийно осуществляемый в нашем обществе, нуждается в изучении и осмыслении. Усиление влияния религиозных институтов ни в коей мере не является возвращением к некоему мифическому «средневековью», которым пугают своих последователей представители «нового атеизма». Перед нами открывается ряд общественно-значимых точек роста, предотвращающих, по словам Дмитрия Узланера, «монологический диктат какого-то одного мировоззрения» и способных вывести диалог между религиозным и секулярным на новый уровень, на котором мы, христиане, должны поступать, по слову апостольскому, «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1Пет.2:16)».

Пресс-служба Ярославской епархии

Последние новости

В Ярославской области новое лабораторное оборудование закупят на 26 млн рублей

В Ярославской области ветеринарные службы получат новое оборудование. На закупку выделяется 26 млн рублей.

Центробанк в очередной раз оставил ключевую ставку неизменной. Почему?

Снижение ожидают во второй половине года Центробанк не меняет ключевую ставку с конца прошлого года Источник: Дарья Пона / 74.RU Центральный банк сохранил ключевую ставку на уровне 16%.

Мы попросили диетологов назвать самое вредное мясо. Вот что они ответили

Та же курица оказалась не так безобидна Продавцы на рынке вам такого не расскажут!

Card image

Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *