Город-госпиталь
Операции вместо лекций, койки вместо парт – как в годы войны Рыбинск превратился в огромный госпиталь Победу в Великой Отечественной войне приближали не только бойцы в окопах и труженики на заводах.
Операции вместо лекций, койки вместо парт – как в годы войны Рыбинск превратился в огромный госпиталь
Победу в Великой Отечественной войне приближали не только бойцы в окопах и труженики на заводах. Советские медики вернули в строй 7 миллионов красноармейцев и командиров: их заботами выздоровели 72,3% раненых и 90,6% больных воинов.
— В госпиталях Ярославской области процент раненых, поставленных на ноги, был еще выше и составлял более 90%. Наш регион был прифронтовым, сюда стекались потоки раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов. С первых дней войны здесь развернули широкую госпитальную сеть: всего в 178 госпиталях проходили лечение 380 тыс. человек, — читаем в работе «Госпитали Рыбинска в годы Великой Отечественной войны» историка Жанны Шелия.
Рыбинск стал центром этой сети, у нас расположилась крупнейшая госпитальная база области: 39 эвакогоспиталей, три сортировочных госпиталя, 4 госпиталя для легкораненых, батальон выздоравливающих Волховского фронта, лазарет Онежского флота.
Медсестры рыбинского эвакогоспиталя №2018 с бойцом Сергеевым. 1944 г. Фото из коллекции Рыбинского музея-заповедника
Когда кончаются гробыДо войны рыбинцы не предполагали, что наш город превратится в огромную больницу. По плану мобилизации предполагалось, что с началом войны в медучреждениях города создадут 100 коек для раненых. Однако уже летом 1941 года в Рыбинск хлынул поток искалеченных воинов. Их размещали в хирургическом корпусе, роддоме больничного городка, заводской поликлинике. Но этого было мало.
Постепенно под госпитали отдавали гражданские здания. В основном, раненых принимали учебные заведения Рыбинска. Тем более, большинство студентов ушли на фронт, работали на заводах или копали окопы.
Койки вместо парт разместили в автомеханическом и речном техникуме, авиатехникуме и институте, ремесленном училище и училище № 20. Операции проводили в детсадах, школе им. Плеханова, школах 1, 3, 6, 34, 36. Лечились воины в гостинице, краеведческом музее, Дворце культуры. Вместо отдыхающих приняли раненых пионерские лагеря и дом отдыха им. Воровского. Под госпитали переоборудовали даже жилые дома.
В горячие дни 1941 года госпитали прифронтовой Ярославской области были скорее перевалочными пунктами — после первичной обработки ран раненых отправляли долечиваться в тыл. Ситуация изменилась в конце 1942 года: линия фронта отодвинулась на запад, специализированное лечение стали оказывать и в рыбинских медучреждениях. Открылись нейрохирургические, урологические, офтальмологические, инфекционные отделения. В таких медучреждениях раненые получали более квалифицированную помощь.
на врачебном обходе, фото — открытые источники
Рыбинцы всеми силами старались поддержать раненых воинов: сдавали донорскую кровь, работали в госпиталях нянечками, санитарами, прачками. Активные горожане оказывали шефскую помощь: писали за бойцов письма, устраивали концерты. Продукты приходили с местных предприятий: мясокомбината, Росглавхлеба и хлебокомбината, паточного завода, горторга. Заводчане помогали приобретать для госпиталей посуду, мебель, подарки, колхозники привозили дрова, солому для матрасов, сено лошадям.
И все же госпитали испытывали нехватку – инвентаря, лекарств, анестезии, гипса. Остро не доставало транспорта для перевозки раненых с вокзала к местам лечения. К лету 1942 года стали кончаться гробы – в Рыбинске появились первые братские могилы.
Под немецкими бомбамиКазалось бы, госпиталь в тылу – что может грозить медикам? На самом деле фашисты бомбили лечебные учреждения особенно безжалостно. Огромный ущерб от бомбежек понес Рыбинск в 1943 году. Ночью 21 марта бомба упала в трех метрах от школы №36, где размещался эвакогоспиталь № 4459. В здании рухнули стены, потолки, лестница, 14 раненых получили ушибы, ранения, контузии.
Не обходилось и без жертв. 30 мая 1943 года главный хирург Волховского фронта Александр Вишневский записывает в дневнике: «На днях бомбили Рыбинск. Есть жертвы среди населения и медперсонала. Сгорел госпиталь для легкораненых. Убило медсестру».
— В такие моменты от врачей требовались предельная выдержка и четкость действий. Не допуская паники, медики проводили эвакуацию раненых, собирали и сохраняли хирургический инструментарий, медицинское оборудование, мягкий инвентарь, — пишет историк Жанна Шелия.
Медики и раненые рыбинского эвакогоспиталя. Фото из коллекции Рыбинского музея-заповедника
Медики самоотверженно спасали раненых. Так рыбинский медработник Шипневская вспоминала об одном из ночных налетов: «Ночью во время бомбежки проверяла, все ли раненые вынесены в бомбоубежище. Обнаружила летчика с ампутированными ногами. Не раздумывая, взяла его на руки, вынесла. А когда прозвучал отбой, не могла с места поднять, такой был тяжелый. И откуда тогда силы брались?»
Госпитали Рыбинска (и всей области) постоянно инспектировали. Из дневников того же Вишневского узнаем, что замечания к работе рыбинских медиков были нередки. «Легкораненые ждали по 6 часов, пока их отвезут в госпиталь. Бедренно-суставной госпиталь работает неважно: накладывают гипс, не контролируя обломки кости», — записывает хирург 23 марта 1942 года. И добавляет: «Зато лечебная физкультура поставлена хорошо».
«Должный уровень» работы эвакогоспиталей Рыбинска через полгода отметил главный хирург Наркомздрава, профессор Николай Приоров. Почти везде раны лечили современными средствами: применяли антисептики, переливали кровь, выздоравливающие проходили физиотерапию, занимались лечебной физкультурой.
Самыми профессиональными исследователи считают рыбинские эвакогоспитали № 3810 (начальник Василий Скальский) и № 2018 (начальник Михаил Аснес). Многих медиков отметили правительственными наградами. Среди них: Михаил Аснес (начальник ЭГ 2018), Николай Нечаев (хирург ЭГ 2018), Валентин Ключиков (начальник медчасти ЭГ 2018), Дмитрий Герасимов (начальник ЭГ 2020), Зинаида Петелина (хирург ЭГ 1988), Галина Шаур (начальник ЭГ 1988), Тамара Оганесян (начальник 1992) и многие другие.
Благодаря самоотверженной работе медиков и помощи рыбинцев в годы Великой Отечественной войны удалось спасти тысячи жизней бойцов.
В статье использованы материалы доклада
«Госпитали Рыбинска в годы Великой Отечественной войны»
историка Жанны Шелия на Золотаревских чтениях
Медсестра рыбинского эвакогоспиталя Степанова с бойцами. 17 апреля 1944 г. Фото из коллекции Рыбинского музея-заповедника
Последние новости
Автоматический пункт весогабаритного контроля запущен в Ярославле
Новый пункт будет следить за трафиком и перегрузками автомобилей на дороге Ярославль – Любим.
Ошибки подрядчиков: неправильно написали фамилию героя
В Ярославле снова допустили опечатку при установке остановочного павильона.
Новый автобусный маршрут в Ярославле с 2025 года
Власти объявили поиск подрядчика для обслуживания нового маршрута.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку