Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Статья – Суть цифровой трансформации
Многие люди, говоря о цифровой трансформации, считают, что это просто внедрение информационных технологий в компании. Несмотря на то, что наличие информационных систем и автоматизация бизнес-процессов – это неотъемлемая часть цифровой трансформации, это не всё, что к ней относится. Цифровая трансформация – это глубинное преобразование бизнеса, в котором происходят изменения в стратегии развития компании, её целях и принципах, продуктах и услугах, а также в подходе к взаимодействию с клиентами и корпоративной культуре. Словом, это переход на цифровые рельсы, который в свою очередь означает перевод компании на новую бизнес-модель. Часто цифровая трансформация начинается с создания платформенных решений, где компания создаёт цифровую экосистему, которая интегрирует все сервисы организации и обеспечивает изменения внутри процессов работы.
Однако, не стоит считать, что цифровая трансформация столь же актуальна только для коммерческой сферы, где её использование позволяет увеличивать продажи и прибыль. Цифровая трансформация имеет своё применение в других отраслях, таких как государственный сектор, медицина и здравоохранение, образование, культура и др., где она помогает улучшить результативность процессов работы в целом. Важно упомянуть, что концепция цифровой трансформации существует и в масштабе всей страны. Президентский указ от 21 июля 2020 года определяет её как одну из главных национальных целей развития России до 2030 года.
Одной из главных задач современных компаний является повышение эффективности своей работы и улучшение взаимодействия с клиентами. Для решения этих проблем, а также для оптимизации управления предприятием и повышения конкурентоспособности, используется цифровая трансформация.
Данная технология позволяет ускорить проведение операций, устранить ненужные действия и упорядочить нужные, оптимизировать использование ресурсов. Благодаря этому, снижается себестоимость продуктов, растет производительность, достигается экономия средств.
Кроме того, информационные технологии помогают повысить уровень сервиса, качество товаров и услуг. С помощью цифровой трансформации можно создавать принципиально новые сервисы, что становится необходимостью для поддержания конкурентоспособности. Клиенты должны мочь получать услуги везде, где им удобно: в точке присутствия, на сайте, в мобильном приложении, что возможно только после цифровой трансформации бизнеса.
Автоматизированный сбор и анализ данных также упрощает контроль за деятельностью предприятия, более оперативное принятие правильных решений и улучшение качества обслуживания клиентов.
Дальнейшее повышение конкурентоспособности достигается за счет ускорения бизнес-процессов, роста эффективности использования ресурсов, создания новых продуктов и решений. Цифровая компания оперативно реагирует на изменения условий рынка, и это тоже является плюсом к конкурентоспособности.
Однако, прежде чем приступать к преобразованиям, необходимо убедиться в готовности компании к изменениям. Важнейшее из этих условий - так называемая цифровая зрелость, отражающая готовность к digital-преобразованиям. Это включает в себя наличие стратегии, определение тактики, уровень компетенции команды и другие аспекты. Важно оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, процессы и целевые сервисы, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру.
Только тщательно продуманный и организованный процесс цифровой трансформации позволит компании стать конкурентоспособной в условиях цифровой эпохи и сохранить свои позиции на рынке.
Технологический прогресс и рост конкуренции требуют от компаний активнее смотреть в сторону цифровой трансформации. В этом контексте популярно говорят о так называемых прорывных технологиях, которые считаются магическим средством преобразования бизнеса. Однако, для начала необходимо разобраться, что за технологии используются в рамках цифровой трансформации.
Наибольшую популярность сейчас имеют искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Они не просто являются прорывными технологиями, но и меняют мир подобно паровым машинам и электричеству в свое время.
Big Data — это серия подходов для хранения и обработки огромных массивов структурированных и неструктурированных данных. Такие технологии подходят для всех сфер бизнеса. Микросервисы, являющиеся особым подходом к архитектуре приложений, обеспечивают простоту внесения изменений, масштабирования систем, легкость замены устаревших приложений и создают все условия для развития IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методики машинного обучения также стремительно развиваются. Уже сейчас компьютерные программы и сервисы умеют выполнять многие функции человека, проникая во все сферы экономики. Облачные технологии дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений, такие как экономичность, доступность информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, независимость от устройств, отказоустойчивость и безопасность.
Цифровые двойники представляют собой виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений, которые могут предсказывать будущее состояние оригинала, основываясь на текущих данных и используя возможности искусственного интеллекта. Эта технология нашла применение, например, в промышленности.
DevOps не является отдельной технологией, но это философия и методология, призванная устранить противоречия между командами разработки и поддержки. Она использует набор практик, которые обеспечат быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Но стоит помнить, что лоскутная цифровизация не приближает к успеху. Цифровая трансформация предполагает создание цифровой экосистемы, полностью меняющей бизнес-модель. И не обязательно внедрять все технологии сразу. Важно выбирать то, что оправдано в конкретной ситуации. Вся совокупность технологий при их правильном использовании позволяет создать прочную и перспективную основу для процесса цифровой трансформации в конкретном бизнесе.
Компания «Алроса» - крупнейший производитель алмазов в России. У нее возникли задачи, которые нужно было решить: подтвердить происхождение своей продукции, установить свои стандарты качества, повысить прозрачность и эффективность торговли, а также укрепить сотрудничество с клиентами и партнерами. Основной мерой для их решения стало создание платформы для трейсинга алмазов с цифровыми паспортами камней. Платформа имеет сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Благодаря подтвержденной истории происхождения камней, компания получила конкурентное преимущество, расширила каналы сбыта с помощью интеграции с партнерами и торговыми площадками. Кроме того, созданные паспорта камней помогли продвижению собственных стандартов. Она стала основой для новых приложений и сервисов.
В наше время все компании сталкиваются с выбором - либо следовать навстречу цифровой трансформации, либо не изменяться и упускать свое место на рынке. Однако, необходимо понимать, что цифровая трансформация требует полной смены бизнес-модели, а не просто механического наложения IT-сервисов на существующие процессы. Для успешной цифровой трансформации организация должна быть готова к переменам.
Фото: freepik.com